Урок 80. Рассуждение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 80

Рассуждение

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности рассуждения как функционально-смыслового типа речи.

2. Особенности композиции рассуждений.

3. Анализ текстов-рассуждений.

Тезаурус

Функционально-смысловые типы речи – это разновидности речи, различающиеся функциями, особенностями структуры.

Описание – функционально-смысловой тип речи, задача которого показать особенности предметов, явлений, их признаки, свойства, качества. Текст отвечает на вопрос «каков предмет?».

Повествование – функционально-смысловой тип речи, который рассказывает о событии, о последовательных действиях. Текст отвечает на вопрос «что произошло?».

Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, который показывает мир в причинно-следственных связях. Текст отвечает на вопрос «почему?».

Тезис – это утверждение, которое необходимо доказать.

Аргумент – это доказательство, довод в пользу тезиса.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что к основным функционально-смысловым типам речи относятся описание, повествование, рассуждение. Функциональными эти типы называются потому, что различаются функциями. У описания функция – рассказать о том, каким является предмет речи, охарактеризовать его. У повествования функция – рассказать о событии, обстоятельствах, при котором оно произошло. Функция рассуждения – объяснить.

Вспомним стихотворение Афанасия Фета о зиме:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Перед нами текст-описание, задача которого – описать зимнюю природу и передать свои чувства читателям. 

Вот отрывок из произведения Виталия Бианки:

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите – кастрюля, на столе – большое белое блюдо. В корзине были чёрные раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:

раз – опустила руку в корзину и схватила чёрного рака поперёк спины;

два – кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и –

три – переложила красного рака ложкой из кастрюли на блюдо.

И пошло, и пошло.

Это рассказ, тип речи – повествование, в нём важна последовательность событий.

А вот текст с сайта «Элементы.ру», где даются научные ответы на детские вопросы: «Солнце, звёзды, Земля, Луна, – все планеты и их большие спутники «круглые» (шарообразные), потому что они обладают очень большой массой. Их собственная сила тяготения (гравитация) стремится придать им форму шара.

Если некая сила придаст Земле форму чемодана, то по окончании её действия сила тяготения снова начнёт собирать её в шар, «втягивая» выступающие части, пока вся её поверхность не установится (т. е. не стабилизируется) на равном расстоянии от центра».

Это текст-рассуждение, его задача – дать научное объяснение факту. 

Рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, который показывает мир в причинно-следственных связях. Как правило, такой текст отвечает на вопрос почему? Почему Земля круглая? Почему идёт снег? Почему хлеб – всему голова?

В рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть и заключение. Рассуждение – это обоснование тезиса путём доказательств, аргументов. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

Тезис: Земля круглая. Почему? Потому что обладает большой массой и благодаря силе тяготения. Это обоснование тезиса. Что из этого  следует? Если какая-то сила придаст Земле форму чемодана, Земля всё равно станет круглой. Это вывод. 

Можно построить рассуждение иначе: сначала привести доказательства, аргументы, примеры, а только потом сформулировать тезис. Например. Наступил ноябрь. Несколько дней температура воздуха ниже нуля. Синоптики не прогнозируют потепления. Следовательно, пора заливать каток.

Как работать над сочинением-рассуждением? 

Сначала нужно определиться с тезисом, сформулировать положение, которое нужно доказать. Например, тезисом может быть такое высказывание: Девочки любят заниматься фигурным катанием.

Тезис нужно обосновать, т. е. нужно привести доказательства, примеры.

Фигурное катание – популярный в России вид спорта. У нас много чемпионов, лучшие спортивные школы. Это первый аргумент. Его недостаточно, потому что мы пока не объяснили, почему фигурное катание любят именно девочки.

Второй аргумент. Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха.

Третий аргумент. Фигурное катание – красивый вид спорта. Катание под музыку, пластика, грациозность, оригинальные костюмы придают зрелищность этому виду спорта. Это привлекает девочек.

В заключительной части нужно сделать вывод. Каждому занятие по душе: мальчики могут заняться хоккеем, а девочки – фигурным катанием. Везде требуется сильный характер, воля к победе, целеустремлённость и трудолюбие.

Теперь нужно соединить все части, сделать между ними переход. При желании добавить цитату. Например, выдающаяся немецкая фигуристка Катарина Витт утверждала: «Фигурная катание – это смесь искусства и спорта».

Тренировочные задания

Восстановление последовательности элементов.

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст-рассуждение.

Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

Для выполнения задания нужно найти предложение, в котором содержится тезис, требующий доказательств. Это предложение 2. Находим в нём ключевые слова (не смогли определить), ищем смысловую связь с другими предложениями, находим её в 1-м предложении: сначала считали, потом решили. Предложения 1 и 4 имеют однокоренные слова: родственник, родство. Следовательно, эти предложения должны стоять рядом. Предложение 3 является заключительным, выводом.

Правильный ответ

2. Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

1. Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

4. Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

3. Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Выделение цветом

Прочитайте текст. Найдите в нём тезис и аргумент. Аргумент выделите цветом.

Чтобы наточить карандаш, можно воспользоваться точилкой. Но такими карандашами допускается рисовать лишь детям-дошкольникам, которые с силой надавливают на грифель и быстро ломают его.

Для художественных и чертёжных целей карандаши точат с помощью острого ножа. Главное условие – удлинённая заточка и деревянной оболочки, и самого стержня. Грифель долго не стирается, а разный уровень наклона при рисовании позволяет проводить от тончайших линий до плотной штриховки.

Ищем в тексте тезис. Он содержится в первых предложениях каждого абзаца: наточить карандаш можно точилкой или ножом. Первым способом это делается для детей, вторым – для взрослых, для художественных и чертёжных целей. Теперь ищем предложение, доказывающее тезис. Это последнее предложение текста.

Правильный ответ

Чтобы наточить карандаш, можно воспользоваться точилкой. Но такими карандашами допускается рисовать лишь детям-дошкольникам, которые с силой надавливают на грифель и быстро ломают его.

Для художественных и чертёжных целей карандаши точат с помощью острого ножа. Главное условие – удлинённая заточка и деревянной оболочки, и самого стержня. Грифель долго не стирается, а разный уровень наклона при рисовании позволяет проводить от тончайших линий до плотной штриховки.