Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок №81
Время глагола
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Временные формы глагола.
2. Признаки временных форм глагола.
3. Основные значения форм времени.
Тезаурус
Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам.
Прошедшее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи.
Настоящее время глагола – это время, которое показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи.
Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Дополнительная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций // Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М.Т. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с. 144.
2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Глагол изменяется по временам. Существует три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: «что сделал?», «что делал?» и др. и обозначают действие, которое уже произошло, совершено до момента речи. Образуются от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Образуем в женском роде от слов. Чуять, чаять и затеять, реять, таять и лелеять. Результат: чуяла, чаяла, затеяла, реяла, таяла, лелеяла.
Поставим глаголы везти,нести, расти, трясти, замереть в форму прошедшего времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
Результат:
Везти – вёз, везла, везло, везли; нести – нёс, несла, несло, несли; расти – рос, росла, росло, росли; трясти – тряс, трясла, трясло, трясли; замереть – замер, замерла, замерло, замерли.
Эти глаголы образуют форму прошедшего времени без суффикса -л- в мужском роде.
А как узнать, какую гласную надо писать в прошедшем времени глаголов перед суффиксом -л-?
Верно, нужно поставить глагол в неопределённую форму, гласная этой формы и есть подсказка. Например: видЕла–видЕть.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: «что делает?», «что делают?» и др. и образуются от глаголов несовершенного вида. Они обозначают не только действия, происходящие в данный момент, но и действия незавершённые, происходящие постоянно, в любое время: часы стучат, идут; облака бегут, плывут.
Прочитаем фрагмент стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима» и укажем вид и время глаголов.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Рассмотрим:
Кружится – несовершенный вид, настоящее время. Падает – несовершенный вид, настоящее время. Ложится – несовершенный вид, настоящее время.
Какие глаголы могут иметь формы настоящего времени? Почему?
Формы настоящего времени могут иметь только глаголы несовершенного вида, потому что они обозначают действие, которое не совершено, ещё не завершено.
Если же глаголы отвечают на вопросы: «что сделает?», «что будет делать?» и др. и обозначают действие, которое будет происходить после момента речи, то эти глаголы будущего времени.
Будущее время глаголов имеет две формы: простую и сложную. Простое будущее образуется от глаголов совершенного вида: сделаю, научимся; будущее сложное – от глаголов несовершенного вида: буду делать, будем учиться.
Прочитаем фрагменты стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня».
Найдём глаголы и укажем вид, время и значение.
«Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
– Я тоже отсюда уеду!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…»
Результат:
Глаголы настоящего времени: бывает, торопится – несовершенного вида, значение действий, происходящих постоянно, в любое время.
Глаголы прошедшего времени: кончил – совершенного вида, значение законченного действия.
Глаголы будущего времени: уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит – совершенного вида, значение действий, которые совершатся, закончатся в будущем.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Как связаны грамматические признаки глагола «время» и «вид»? Выделите цветом верный вариант ответа.
А) Глаголы совершенного и несовершенного вида имеют одинаковое количество форм времени: настоящее, прошедшее, будущее.
Б) Глаголы несовершенного вида имеют простую форму будущего времени.
В) Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее и прошедшее, а настоящее время у них отсутствует.
Ответы: Б) Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее и прошедшее, а настоящее время у них отсутствует.
Определите время и вид глагола.
1. А теперь взглянем от России на запад.
2. На листву, как на чудо, я гляжу благодарно.
А) Настоящее время, несовершенный вид.
Б) Будущее время, совершенный вид.
Ответ:
1. А теперь взглянем от России на запад.
Б) Будущее время, совершенный вид.
2. На листву, как на чудо, я гляжу благодарно.
А) Настоящее время, несовершенный вид.