Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 81
Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков
Перечень рассматриваемых вопросов:
- столбчатые диаграммы и графики;
- построение и чтение столбчатых диаграмм;
- построение и чтение графиков.
Тезаурус
Диаграмма предназначена для наглядного изображения информации, для сравнения нескольких значений одной и той же величины или различных величин между собой. Диаграммы бывают столбчатые, круговые и др.
График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать, как изменяются данные величины.
Читать диаграмму или график – значит описать происходящий процесс.
Обязательная литература:
- Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Чтобы сделать сравнение величин наглядным, их изображают на столбчатой диаграмме.
С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает увидеть в таблицах.
Столбчатые диаграммы представляют собой ряд столбиков (прямоугольников), указывающих типы сравниваемых величин, их высоты пропорциональны значениям величин.
Алгоритм построения столбчатых диаграмм
1. Выбрать масштаб (1 мм или 1 клетка = несколько единиц величины);
2. Изобразить величины прямоугольниками с одинаковыми основаниями, высота которых соответствует значению данной величины в выбранном масштабе;
3. Подписать при необходимости данные:
– название диаграммы;
– наименование шкалы, единицы измерения и цену деления;
– наименования прямоугольников (сравниваемых величин);
– значения сравниваемых величин.
Подписывать данные можно разными способами, основная цель – передать информацию в удобном для понимания виде.
Задача
В селе 60 домов. Из них 15 – под металлической крышей, 35 – под шиферной, а 10 домов крыты черепицей.
Пишем заголовок нашей диаграммы.
Выбираем масштаб: 1 клетка – 5 домов. Размечаем шкалу слева, подписываем её.
Пусть первый столбик соответствует домам с кровлей из металлочерепицы, таких домов 15, – отмечаем 3 клетки.
Второй столбик – это дома с шиферной кровлей, их 35, значит, отмечаем 7 клеток.
Третий столбик для домов, крытых черепицей, 10 домов – это два деления шкалы.
Рассмотрим примеры.
Итоги контрольной работы по математике
Оценки за четверть по математике
Заметим:
– столбики могут быть расположены слитно или на расстоянии друг от друга;
– столбики могут отличаться цветом;
– подписи данных могут быть расположены на осях, непосредственно в столбиках или над ними.
Графики
На графике показано изменения температуры воздуха в течение суток по результатам наблюдений.
В математике строят графики зависимости у от х. Такую зависимость задаёт формула.
Например, у = 2х + 1.
Чтобы построить прямую, нужны две точки.
Если х = 0, то у = 2 ∙ 0 + 1 = 1, получили точку (0; 1)
Если х = 1, то у = 2 ∙ 1 + 1 = 3, получили точку (1; 3).
Через две точки проводим прямую.
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Посмотрите на график и заполните пропуски в тексте.
Туристы до привала прошли расстояние ___ км за __ ч. Скорость туристов составляла ___ км/ч. На привале они отдыхали ___ ч, весь поход длился ___ ч.
Туристы до привала прошли расстояние 16 км за 4 ч. Скорость туристов составляла 4 км/ч. На привале они отдыхали 4 ч, весь поход длился 12 ч.
Тип 2. Вставьте элементы в пропуски.
Посмотрите на график и заполните пропуски в описании движения.
Варианты ответов: 2; 4; 3; 1; 0.
За первые два часа было пройдено 4 км. Зная пройденное расстояние и время, по формуле v = S : t можно найти скорость.
v = 4 : 2 = 2 (км/ч)
Некоторое время на отрезке ВС расстояние не меняется, а время увеличивается. Это стоянка, на графике она длится 3 часа.
Ломаная линия означает изменение скорости.
vАВ = 2 км/ч
vВС = 0
vCD = 1 км/ч.