Урок 82. Правила правописания. Подготовка к итоговой работе

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока

Русский язык, 1 класс

Урок № 82.

Тема. Правила правописания. Подготовка к итоговой работе.

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На этом уроке мы повторим изученные орфографические правила и потренируемся правильно их применять.

Научимся находить место возможного возникновения орфографической ошибки и подбирать примеры с определённой орфограммой.

Тезаурус

ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это слово, в котором надо проверить написание одной или нескольких букв, например, слово с безударной гласной или парным по глухости-звонкости согласным на конце слова. Например, ГРОЗА′ СНЕГ

ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный

Например, ГРОЗА – ГРО′ЗЫ

или такое слово, в котором после парного по глухости-звонкости согласного стоит гласный (или сонорный)

СНЕГ – СНЕГА

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ — это гласный в безударном слоге. Например, РО|СА′

УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ – это гласный в ударном слоге.

Например, ЦВЕ|ТЫ′

СОГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ – это согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

Литература.

Основная:

  • Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2014

Дополнительная:

  • Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

В этом году мы узнали 6 основных секретов письма.

Первая – это правописание безударных гласных в корне.

Вторая – правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова.

Также мы говорили об обозначении мягкости согласных с помощью мягкого знака и о сочетаниях ЧК, ЧН и ЧТ.

Мы знаем теперь, какие гласные надо писать в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и какие слова начинаются с заглавной буквы.

Правила бывают разные. Некоторые правила указывают, что нам нужно ДЕЛАТЬ, чтобы узнать, какую букву писать, как нам это ПРОВЕРИТЬ. Это правила правописания безударных гласных и парных согласных на конце слова.

Другие правила просто говорят нам: «Пиши так!» и нам остается только запомнить.

Давайте вспомним, как именно мы можем проверить, какую букву нужно писать.

Как мы узнаем, какую букву написать в середине слова ТРАВА и на конце слова ГРИБ?

Для этого нам надо вспомнить, что такое проверяемое слово и что такое проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором мы сомневаемся, что писать. Оно нуждается в проверке. В нашем случае это слова ТРАВА и ГРИБ.

А проверочное слово – это слово, в котором нужный нам звук – тот самый, который вызывает у нас сомнения – звучит четко и ясно.

ТРАВА – ТРАВЫ

ГРИБ – ГРИБЫ.

Слова ТРАВЫ и ГРИБЫ – это проверочные слов.

Для каждого правила есть свой секрет, как найти проверочное слово.

Вы помните, как найти проверочное слово, если мы имеем дело с безударным гласным?

Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

ТРАВА – ТРА′ВЫ

А как подобрать проверочное слово к слову ГРИБ? Как узнать, какую букву, обозначающую парный глухой или звонкий согласный, нужно писать на конце слова?

ГРИБ — ГРИБЫ

Чтобы проверить, какой буквой обозначается согласный звук, парный по глухости-звонкости на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

А в некоторых случаях нам не надо искать проверочные слова, а надо просто запомнить. Например, мы должны запомнить, что ЖИ ШИ пишется с буквой И, ЧА ЩА с буквой А, а ЧУ ЩУ с буквой У.

Например, ЧАЩА, ЩУКА

Еще мы должны запомнить, что в сочетаниях ЧК ЧН и ЧТ мягкий знак не пишется, хотя Ч – мягкий звук.

Например, ДОЧКА, ТУЧКА

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

1. Вставь в таблицу проверяемые и проверочные слова.

ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО

ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

плот

плоды

луг

(с) луком

прут

пруды

Слова для справок: Плод, плоты, луга, лук, прутья, пруд

В этом задании для некоторых проверяемых слов нужно подобрать проверочные слова, а для некоторых проверочных – проверяемые.

Первое слово ПЛОТ. Это слово оканчивается на согласный, парный по глухости-звонкости. В проверочном слове после этого согласного должен стоять гласный.

Найдем такое слово внизу в словах для справок. Это слово ПЛОТЫ.

Для слова из второй строчки таблицы – ПЛОДЫ – нужно подобрать проверяемое слово (то есть такое, для которого слово ПЛОДЫ является проверочным). Это слово ПЛОД.

Обрати внимание, что проверяемые слова ПЛОД и ПЛОТ звучат одинаково: [плот]. Но проверочные слова позволяют нам их отличить: ПЛОДЫ, но ПЛОТЫ.

Вот правильные решения для остальных слов:

ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО

ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

плот

плоты

плод

плоды

луг

луга

лук

(с) луком

прут

прутья

пруд

пруды

2. Зачеркни лишнее слово:

Листы, груз, труд, чаща, ряды.

Посмотрим, какие орфограммы есть в этих словах.

В слове ЛИСТЫ′ — безударный гласный. Его можно проверить: ЛИСТЫ′ – ЛИСТ .

В слове ГРУЗ – парный по глухости-звонкости согласный на конце слова. Его можно проверить: ГРУЗ – ГРУЗЫ.

В слове ТРУД – тоже парный по глухости-звонкости согласный на конце слова. Его можно проверить: ТРУД – ТРУДЫ.

В слове ЧАЩА – сочетания ЧА и ЩА. Их надо запомнить.

В слове РЯДЫ — безударный гласный. Его можно проверить: РЯДЫ′ – РЯД.

Итак, у нас 4 слова с орфограммами, которые можно проверить (ЛИСТЫ, ГРУЗ и ТРУД) и одно слово, правописание которого надо запомнить (ЧАЩА). Это слово и будет лишним.