Конспект урока
Конспект урока
Русский язык, 1 класс
Урок № 82.
Тема. Правила правописания. Подготовка к итоговой работе.
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На этом уроке мы повторим изученные орфографические правила и потренируемся правильно их применять.
Научимся находить место возможного возникновения орфографической ошибки и подбирать примеры с определённой орфограммой.
Тезаурус
ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это слово, в котором надо проверить написание одной или нескольких букв, например, слово с безударной гласной или парным по глухости-звонкости согласным на конце слова. Например, ГРОЗА′ СНЕГ
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный
Например, ГРОЗА – ГРО′ЗЫ
или такое слово, в котором после парного по глухости-звонкости согласного стоит гласный (или сонорный)
СНЕГ – СНЕГА
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ — это гласный в безударном слоге. Например, РО|СА′
УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ – это гласный в ударном слоге.
Например, ЦВЕ|ТЫ′
СОГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ – это согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
Литература.
Основная:
- Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2014
Дополнительная:
- Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
В этом году мы узнали 6 основных секретов письма.
Первая – это правописание безударных гласных в корне.
Вторая – правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова.
Также мы говорили об обозначении мягкости согласных с помощью мягкого знака и о сочетаниях ЧК, ЧН и ЧТ.
Мы знаем теперь, какие гласные надо писать в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и какие слова начинаются с заглавной буквы.
Правила бывают разные. Некоторые правила указывают, что нам нужно ДЕЛАТЬ, чтобы узнать, какую букву писать, как нам это ПРОВЕРИТЬ. Это правила правописания безударных гласных и парных согласных на конце слова.
Другие правила просто говорят нам: «Пиши так!» и нам остается только запомнить.
Давайте вспомним, как именно мы можем проверить, какую букву нужно писать.
Как мы узнаем, какую букву написать в середине слова ТРАВА и на конце слова ГРИБ?
Для этого нам надо вспомнить, что такое проверяемое слово и что такое проверочное слово.
Проверяемое слово – это слово, в котором мы сомневаемся, что писать. Оно нуждается в проверке. В нашем случае это слова ТРАВА и ГРИБ.
А проверочное слово – это слово, в котором нужный нам звук – тот самый, который вызывает у нас сомнения – звучит четко и ясно.
ТРАВА – ТРАВЫ
ГРИБ – ГРИБЫ.
Слова ТРАВЫ и ГРИБЫ – это проверочные слов.
Для каждого правила есть свой секрет, как найти проверочное слово.
Вы помните, как найти проверочное слово, если мы имеем дело с безударным гласным?
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
ТРАВА – ТРА′ВЫ
А как подобрать проверочное слово к слову ГРИБ? Как узнать, какую букву, обозначающую парный глухой или звонкий согласный, нужно писать на конце слова?
ГРИБ — ГРИБЫ
Чтобы проверить, какой буквой обозначается согласный звук, парный по глухости-звонкости на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.
А в некоторых случаях нам не надо искать проверочные слова, а надо просто запомнить. Например, мы должны запомнить, что ЖИ ШИ пишется с буквой И, ЧА ЩА с буквой А, а ЧУ ЩУ с буквой У.
Например, ЧАЩА, ЩУКА
Еще мы должны запомнить, что в сочетаниях ЧК ЧН и ЧТ мягкий знак не пишется, хотя Ч – мягкий звук.
Например, ДОЧКА, ТУЧКА
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Вставь в таблицу проверяемые и проверочные слова.
ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО | ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО |
плот | |
плоды | |
луг | |
(с) луком | |
прут | |
пруды |
Слова для справок: Плод, плоты, луга, лук, прутья, пруд
В этом задании для некоторых проверяемых слов нужно подобрать проверочные слова, а для некоторых проверочных – проверяемые.
Первое слово ПЛОТ. Это слово оканчивается на согласный, парный по глухости-звонкости. В проверочном слове после этого согласного должен стоять гласный.
Найдем такое слово внизу в словах для справок. Это слово ПЛОТЫ.
Для слова из второй строчки таблицы – ПЛОДЫ – нужно подобрать проверяемое слово (то есть такое, для которого слово ПЛОДЫ является проверочным). Это слово ПЛОД.
Обрати внимание, что проверяемые слова ПЛОД и ПЛОТ звучат одинаково: [плот]. Но проверочные слова позволяют нам их отличить: ПЛОДЫ, но ПЛОТЫ.
Вот правильные решения для остальных слов:
ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО | ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО |
плот | плоты |
плод | плоды |
луг | луга |
лук | (с) луком |
прут | прутья |
пруд | пруды |
2. Зачеркни лишнее слово:
Листы, груз, труд, чаща, ряды.
Посмотрим, какие орфограммы есть в этих словах.
В слове ЛИСТЫ′ — безударный гласный. Его можно проверить: ЛИСТЫ′ – ЛИСТ .
В слове ГРУЗ – парный по глухости-звонкости согласный на конце слова. Его можно проверить: ГРУЗ – ГРУЗЫ.
В слове ТРУД – тоже парный по глухости-звонкости согласный на конце слова. Его можно проверить: ТРУД – ТРУДЫ.
В слове ЧАЩА – сочетания ЧА и ЩА. Их надо запомнить.
В слове РЯДЫ — безударный гласный. Его можно проверить: РЯДЫ′ – РЯД.
Итак, у нас 4 слова с орфограммами, которые можно проверить (ЛИСТЫ, ГРУЗ и ТРУД) и одно слово, правописание которого надо запомнить (ЧАЩА). Это слово и будет лишним.