Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 83. Наши знакомые – части речи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Части речи.
2) Число имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
3) Правила правописания.
Глоссарий по теме:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.
Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 122 – 125.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 78.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 62.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 99 – 107.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 60 – 75.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Почему же вопросов два? Сравните слова «капля» – «цапля». Оба этих слова являются именами существительными, отличаются только одной буквой. Но слово «капля» отвечает на вопрос «что?», то есть является неодушевлённым именем существительным. А слово «цапля» отвечает на вопрос «кто?», значит, является одушевлённым именем существительным. Посмотрите на написание одинаково звучащих слов: «рыбина» – «Рыбина». Почему слова написаны по-разному? В первом случае слово «рыбина» обозначает большую рыбу, то есть это нарицательное имя существительное и первая буква в слове будет строчная. Во втором случае слово «Рыбина» обозначает фамилию, значит, это собственное имя существительное и писать это слово нужно написать с заглавной буквы.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Какие это признаки? Например, это форма: овальный, треугольный. Размер: огромный, крошечный. Цвет: алый, зелёный, синий. Вкус: горький, медовый. Внутренние качества: добрый, злой, хитрый. Внешние признаки: опрятная, чистая.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры глаголов: смеётся, помог, удивили. Важно помнить о том, что частица «не» с глаголом пишется раздельно, кроме тех случаев, когда глагол без «не» не употребляется. Слова «недоумевать», «нездоровиться», «недомогать» и другие пишутся с «не» слитно.
Личные местоимения не называют предмет, а только указывают на него. Примеры личных местоимений – «я», «мы», «вы», «ты», «он», «она», «оно», «они».
Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся со словами раздельно. Например «со стороны», «у города». У глаголов предлогов не бывает. Сравните:
подбежал – под деревом;
научил – на тарелке;
встретил – в лесу
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Имя существительное.
Подчеркните в каждой строчке имена существительные.
1. Здороваться, здоровье, здоровый.
2. Прыгать, прыгучий, прыжок.
3. Весёлый, веселье, веселить.
4. Крик, кричать, крикливый.
Подсказка: вспомните, что имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
Правильный ответ:
1. Здороваться, здоровье, здоровый.
2. Прыгать, прыгучий, прыжок.
3. Весёлый, веселье, веселить.
4. Крик, кричать, крикливый.
Задание. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Распределите слова по группам.
Одушевлённые существительные | Неодушевлённые существительные |
дождь, рысь, синица, рябина, комната, учитель, помидор, жук
Подсказка: вспомните, что одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые – на вопрос «что?».
Правильный ответ:
Одушевлённые существительные | Неодушевлённые существительные |
учитель, рысь, синица, жук | дождь, рябина, комната, помидор |