Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок № 84
Морфологический анализ глагола.
Повторение и обобщение материала
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Морфологические признаки глагола.
2. Правописание личных окончаний глагола.
3. Синтаксическая роль в предложении.
4. Морфологический разбор глагола.
Тезаурус
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Инфинитив – начальная форма глагола.
Совершенный вид глагола указывает на результат действия.
Несовершенный вид глагола обозначает процесс действия.
Спряжение глагола – изменение глаголов по лицам и числам
Прошедшее время глагола обозначает действие, которое происходило до момента речи.
Настоящее время глагола обозначает действие, которое происходит в момент речи.
Будущее время глагола обозначает действие, которое произойдёт после момента речи.
Морфологические признаки глагола – спряжение, вид, время, число, лицо, род.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.
Дополнительная литература:
1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 –239 с.
2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Сегодня мы ещё раз поговорим о глаголе.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Что делать? – плавать, бежать, лететь.
Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» Начальная форма глагола не указывает ни на временя, ни на число, ни на лицо. Но имеет вид и спряжение.
Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти или нулевое окончание в глаголах с основой на -чь. Думать, цвести, жечь.
Обратите внимание!
В инфинитивах после ч пишется ь.
(Что делать?) Стричь – стричься.
(Что делать?) Увлечь – увлечься.
Вспомним морфологические признаки глагола.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: течёт, поют, рисовали, учил.
Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: сломал, принесли, поедут, крикнуть.
Глаголы совершенного вида указывают на результат действия.
Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару.
Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.
Бежали (что делали?) несовершенный вид.
Убежали (что сделали?) совершенный вид.
При образовании видов глаголов возможно чередование е – и в корне.
Например, запирать и запереть.
В таких корнях пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.
Глаголы изменяются по временам. Бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.
Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходит до момента речи. (Что делал?) Думал. (Что сделал?) Приехал. Изменяются такие глаголы по числам и родам в единственном числе.
Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи. (Что делаешь?) Играешь. (Что делают?) Поют.
Глаголы будущего времени показывают, что действия происходят после момента речи. (Что сделает?) Приедет. (Что будет делать?) Будет рисовать.
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
1-е лицо ед. ч. – несу;
2-е лицо ед. ч. – несёшь;
3-е лицо ед. ч. – несёт.
1-е лицо мн. ч. – несём;
2-е лицо мн. ч. – несёте;
3-е лицо мн. ч. – несут.
Нужно помнить!
Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице, и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.
Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).
Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.
Необходимо (что делать?) трудиться.
У глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве: развеять – развеял, клеить – клеил.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В русском языке два спряжения: первое и второе.
К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют личные окончания -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).
Например, прихлынут, окончание -ут – 1 спряжение, пленяет, окончание -ет – 1 спряжение.
Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
Ходит, заводит, говорит, бродит: окончание -ит (2 спряжение), выходят: окончание -ят (2 спряжение).
Для определения спряжения глагола с безударным личным окончанием нужно:
- Поставить глагол в неопределённую форму.
Например, пилим – пилить.
2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.
3. Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений (слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть).
4. Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Хму́рится – хмуриться (2 спряжение). Бре́ет – брить (1 спряжение, исключение).
Ещё одной важной орфограммой является правописание не с глаголом. Нужно помнить, что не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют глаголы, которые не употребляются без не.
Не знал. Недоумевать (искл.).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… .
(А. С. Пушкин)
В предложении говорится о буре.
(Что?) буря – подлежащее.
Буря (что делает?) кроет – сказуемое, выраженное глаголом.
Во второй части предложения подлежащее выражено местоимением она.
Она (что сделает?) завоет, заплачет – однородные сказуемые, выраженные глаголом.
Произведём морфологический разбор глагола.
Птицы улетают в тёплые края.
Улетают – глагол.
Во-первых, обозначает действие. Птицы (что делают?) улетают.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – улетать, несовершенного вида, I спряжения; употреблён во множественном числе, в настоящем времени, в 3-м лице.
В-третьих, в предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) улетают.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Множественный выбор
На что оканчивается неопределённая форма глагола?
– на -ть;
– на -ит;
– на -ти;
– нулевое окончание в глаголах с основой на -чь
Разбор задания:
Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» и не показывает ни времени, ни числа, ни рода, ни лица. Но имеет вид и спряжение. Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти и нулевое окончание с основой на -чь.
Правильный ответ:
– окончание -ть;
– окончание -ти;
– нулевое окончание с основой на -чь.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа. В каком слове не пишется слитно?
(не)был в школе;
(не)узнаешь;
(не)здороваемся;
(не)здоровится;
Разбор задания:
Частица не с глаголами пишется раздельно. Если глагол не употребляется без частицы не, тогда не с глаголом пишется слитно.
Правильный ответ:
(не)здоровится.