Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 85. Правила правописания
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Орфограмма.
2) Поиск орфограмм в слове.
3) Применение орфографических правил на письме.
Глоссарий по теме:
Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких вариантов.
Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правописание слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Гласный звук – звук, образованный только голосом. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог.
Согласный звук – звук, образованный шумом и голосом или только шумом. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (зубы, губы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Собственное имя существительное – имена, фамилии, отчества людей, клички животных и географические названия.
Предложение – слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 127 – 129.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 34 – 43.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 62 – 63.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 88 – 94.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 58 – 59.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Для грамотного письма необходимо научиться находить в словах орфограммы. Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких вариантов. Важно научиться узнавать орфограммы и делать правильный выбор написания.
Написание букв, обозначающих безударные гласные в корнях слов, необходимо проверять. Безударный гласный звук [и] может обозначаться буквами «Я», «Е», «И». Безударный гласный звук [а] может обозначаться буквами «А». «О». Значит, чтобы узнать орфограмму, мы должны понять, что без ударения слышатся звуки [а] или [и]. Ещё нужно помнить, что безударная позиция должна находится в корне слова. В словах «грибы» и «весна» в безударной позиции в корне слышится звук [и]. Слово «грибы» можно проверить словом «гриб», слово «весна» – словом «вёсны». Поэтому в слове «грибы» напишем букву «и», а в слове «весна» – букву «е».
Согласные звуки могут быть парными по глухости-звонкости. Из-за этого нам приходится делать выбор согласной буквы, которой нужно обозначить этот звук, если он находится на конце слова или в середине слова перед другим парным согласным. Например, звуки [к], [к‵] могут быть обозначены буквой «К», а могут быть обозначены буквой «Г». Значит, чтобы узнать орфограмму, мы должны понять, что парный по глухости-звонкости согласный находится в конце слова или перед другим парным согласным звуком. Ещё нужно помнить, что орфограмма должна находится в корне слова. В словах «гриб» и «скрипка» в корне слова слышится звук [п]. Слово «гриб» можно проверить словом «грибы», слово «скрипка» – словом «скрипеть». Поэтому в слове «гриб» напишем букву «Б», а в слове «скрипка» – букву «П».
Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ нужно запоминать. В слове «щука» напишем букву «У», а в слове «снежинка» – букву «И».
Для обозначения мягкости согласного звука нередко используется буква «ь». Например, в словах «осень», «пальто», «дверь». Наличие в этих словах мягкого знака не является орфограммой, потому что без «ь» слова читаются по-другому, следовательно, и выбора написания нет. Зато «ь» не пишется в словах «свечка», «речной», «песня», несмотря на то, что в этих словах есть сочетание мягкого согласного звука с другим согласным. Определим признаки орфограммы: сочетания мягких непарных согласных [ч‵], [щ‵] с другими согласными и парные мягкие согласные перед другими мягкими согласными. Вспомним правило: «Мягкий знак не пишется в сочетаниях мягких непарных согласных [ч‵], [щ‵] с другими согласными и в сочетаниях парных мягких согласных с другими мягкими согласными» В словах «ручка» и «тушканчик» мягкий знак не пишется.
Следующая орфограмма связана с написанием заглавной буквы в именах собственных. Какие имена существительные относятся к собственным? Это имена, фамилии, отчества людей, клички животных и географические названия. Это и будет признаком орфограммы. Вспомним правило: «Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы». Сравним предложения:
Девочки кормили скворцов.
В нашем классе учится Юра Скворцов.
В первом предложении слово «скворцов» обозначает название птиц, поэтому именем собственным не является. Слово нужно написать со строчной буквы. Во втором предложении слово «Скворцов» обозначает фамилию мальчика. Это имя собственное, значит, писать его нужно с заглавной буквы.
Помните, что использование правил правописания делает вашу речь понятной для окружающих.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Собственные и нарицательные имена существительные.
Вставьте в предложения слова.
Во дворе много _____.
Дима _________ – мой лучший друг.
По дороге шло стадо _______.
Ко мне в гости пришёл Вася ________.
Для вставки: Баранов, баранов, Воробьёв, воробьёв.
Подсказка: вспомните, когда имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Правильный ответ:
Во дворе много воробьёв.
Дима Воробьёв – мой лучший друг.
По дороге шло стадо баранов.
Ко мне в гости пришёл Вася Баранов.
Задание. Подбор проверочных слов.
Подчеркните проверочное слово из трёх предложенных вариантов.
Лиса – лисичка, лисонька, лисята.
Снежок – снег, снегирь, снежинка.
Подсказка: вспомните, какие слова являются проверочными для слов с безударным гласным в корне слова.
Правильный ответ:
Лиса – лисичка, лисонька, лисята.
Снежок – снег, снегирь, снежинка.