Урок 9. Публицистический стиль

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок 9

Тема урока: Публицистический стиль

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящен изучению публицистического стиля речи. В ходе урока рассматриваются сферы употребления публицистического стиля, его характерные черты, выразительные средства.

Глоссарий по теме

Клише – речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.

Публицистический стиль речи – функциональный стиль речи, реализуеющий функции воздействия и сообщения. Характеризуется широким употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, жанровым разнообразием и связанным с этим разнообразием стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т. д.).

Функциональные стили речи – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека

Штамп – избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.

Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

Друговейко-Должанская С. В., Школьный энциклопедический словарь/ Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н. — Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. — 585 с.

Интернет-ресурсы:

М.В. Иванова и Н.И. Клушина, «Публицистика в истории русского литературного языка: от древнерусской словесности к интернет-коммуникации» //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания., 2018 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publitsistika-v-istorii-russkogo-literaturnogoyazyka-ot-drevnerusskoy-slovesnosti-k-internet-kommunikatsii (Дата обращения: 08.10.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если в сегодня и можно оградить себя от чтения художественной и научной литературы, свести к минимуму взаимодействие с деловыми текстами, то от публицистического стиля человеку, живущему в современном обществе, никуда не деться.

Вы обновляете ленту в соцсетях и читаете познавательный пост в каком-нибудь паблике, по телевизору выступает политик, у метро вам вручают рекламный буклет, на «Ютьюбе» появляется видео вашего любимого блогера, а перед просмотром включается реклама. Всё это находится в поле публицистического стиля речи.

Разберем основные особенности публицистического стиля речи, опираясь на статью из Школьного энциклопедического словаря Светланы Викторовны Друговейко-Должанской и Дмитрия Наилевича Чердакова (*выходные данные источника: Школьный энциклопедический словарь, Друговейко-Должанская С.В., Чердаков Д.Н., 2013).

Коммуникативная задача публицистических текстов:

  • передача общественно значимой информации широкой аудитории;
  • агитация;
  • пропаганда тех или иных идей;
  • истолкование и оценка социальных, политических и культурных явлений;
  • влияние на общественное мнение.

Функции публицистических текстов:

  • информативная;
  • воздействующая.

Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью и стандартизацией речи. Экспрессивность помогает воздействовать на адресата, а стандартизация речи ускоряет передачу информации.

Средствами стандартизации речи являются клише и штампы. Следует различать эти понятия. Клише – готовый, легко воспроизводимый оборот, во многих случаях способный даже сохранять выразительность. Штамп же представляет собой «избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью». (прим.: цитируется по Словарю лингвистических терминов Розенталя).

Подстили публицистического стиля:

  • газетно-публицистический;
  • художественно-публицистический;
  • ораторский;
  • радиожурналистский;
  • тележурналистский;
  • рекламный.

Наибольшее распространение получили такие разновидности публицистического стиля, как визуальная — печатные издания, аудиальная — радио и аудиовизуальная — телевизор. Нельзя не заметить, что сегодня основным источником публицистического стиля речи стал Интернет, совмещающий в себе все разновидности: и визуальную, и аудиальную, и аудиовизуальную.

Тексты, относящиеся к публицистическому стилю, отличаются:

  • информативной насыщенностью;
  • лаконичностью;
  • доходчивостью изложения;
  • использованием общественно-политической лексики и фразеологии;
  • переносным употреблением терминов науки, искусства, спорта, военного дела;
  • использованием специфических клише;
  • стилистическим разнообразием.

К языковым средствам публицистического стиля относятся:

  • использование многозначности слова;
  • окказионализмы;
  • языковая игра;
  • слова и словосочетания с экспрессивной окраской;
  • тропы;
  • фигуры речи.

Особенности синтаксиса в публицистическом стиле речи:

  • риторические вопросы и восклицания;
  • вопросно-ответная форма изложения;
  • односоставные предложения;
  • двусоставные неполные предложения.

В текстах публицистического стиля также возможны элементы разговорной речи.

К жанрам публицистического стиля относятся статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Резюме

Основные функции публицистических текстов – информативная и воздействующая. Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью (воздействие на адресата) и стандартизацией речи (ускорение передачи информации). К подстилям публицистического стиля относятся газетно-публицистический, художественно-публицистический, ораторский, радиожурналистский, тележурналистский, рекламный. Публицистические тексты отличаются информативной насыщенностью, лаконичностью, доходчивостью изложения, использованием общественно-политической лексики и фразеологии, переносным употреблением терминов науки, искусства, спорта, военного дела, использованием специфических клише, стилистическим разнообразием.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Соотнесите разновидности публицистического стиля и сферы его использования.

Разновидность

Сфера использования

Визуальная

Радио

Аудиальная

Телевизор

Аудиовизуальная

Печатные издания

Решение:

Разновидность

Сфера использования

Визуальная

Печатные издания

Аудиальная

Радио

Аудиовизуальная

Телевизор

Задание 2.

В каком из данных вариантов, связанных с рекламой продуктов, не используется окказионализм?

А. Скитлстрянка.

Б. Не тормози — сникерсни!

В. Последний хруст парижской моды.

Г. «Сам Самыч»: пельмешки без спешки!

Решение:

В. Последний хруст парижской моды.