Конспект урока
Русский язык
11 класс
Урок 9
Тема урока: Публицистический стиль
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Урок посвящен изучению публицистического стиля речи. В ходе урока рассматриваются сферы употребления публицистического стиля, его характерные черты, выразительные средства.
Глоссарий по теме
Клише – речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.
Публицистический стиль речи – функциональный стиль речи, реализуеющий функции воздействия и сообщения. Характеризуется широким употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, жанровым разнообразием и связанным с этим разнообразием стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т. д.).
Функциональные стили речи – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека
Штамп – избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.
Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
Дополнительная литература:
Друговейко-Должанская С. В., Школьный энциклопедический словарь/ Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н. — Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. — 585 с.
Интернет-ресурсы:
М.В. Иванова и Н.И. Клушина, «Публицистика в истории русского литературного языка: от древнерусской словесности к интернет-коммуникации» //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания., 2018 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publitsistika-v-istorii-russkogo-literaturnogoyazyka-ot-drevnerusskoy-slovesnosti-k-internet-kommunikatsii (Дата обращения: 08.10.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Если в сегодня и можно оградить себя от чтения художественной и научной литературы, свести к минимуму взаимодействие с деловыми текстами, то от публицистического стиля человеку, живущему в современном обществе, никуда не деться.
Вы обновляете ленту в соцсетях и читаете познавательный пост в каком-нибудь паблике, по телевизору выступает политик, у метро вам вручают рекламный буклет, на «Ютьюбе» появляется видео вашего любимого блогера, а перед просмотром включается реклама. Всё это находится в поле публицистического стиля речи.
Разберем основные особенности публицистического стиля речи, опираясь на статью из Школьного энциклопедического словаря Светланы Викторовны Друговейко-Должанской и Дмитрия Наилевича Чердакова (*выходные данные источника: Школьный энциклопедический словарь, Друговейко-Должанская С.В., Чердаков Д.Н., 2013).
Коммуникативная задача публицистических текстов:
- передача общественно значимой информации широкой аудитории;
- агитация;
- пропаганда тех или иных идей;
- истолкование и оценка социальных, политических и культурных явлений;
- влияние на общественное мнение.
Функции публицистических текстов:
- информативная;
- воздействующая.
Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью и стандартизацией речи. Экспрессивность помогает воздействовать на адресата, а стандартизация речи ускоряет передачу информации.
Средствами стандартизации речи являются клише и штампы. Следует различать эти понятия. Клише – готовый, легко воспроизводимый оборот, во многих случаях способный даже сохранять выразительность. Штамп же представляет собой «избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью». (прим.: цитируется по Словарю лингвистических терминов Розенталя).
Подстили публицистического стиля:
- газетно-публицистический;
- художественно-публицистический;
- ораторский;
- радиожурналистский;
- тележурналистский;
- рекламный.
Наибольшее распространение получили такие разновидности публицистического стиля, как визуальная — печатные издания, аудиальная — радио и аудиовизуальная — телевизор. Нельзя не заметить, что сегодня основным источником публицистического стиля речи стал Интернет, совмещающий в себе все разновидности: и визуальную, и аудиальную, и аудиовизуальную.
Тексты, относящиеся к публицистическому стилю, отличаются:
- информативной насыщенностью;
- лаконичностью;
- доходчивостью изложения;
- использованием общественно-политической лексики и фразеологии;
- переносным употреблением терминов науки, искусства, спорта, военного дела;
- использованием специфических клише;
- стилистическим разнообразием.
К языковым средствам публицистического стиля относятся:
- использование многозначности слова;
- окказионализмы;
- языковая игра;
- слова и словосочетания с экспрессивной окраской;
- тропы;
- фигуры речи.
Особенности синтаксиса в публицистическом стиле речи:
- риторические вопросы и восклицания;
- вопросно-ответная форма изложения;
- односоставные предложения;
- двусоставные неполные предложения.
В текстах публицистического стиля также возможны элементы разговорной речи.
К жанрам публицистического стиля относятся статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Резюме
Основные функции публицистических текстов – информативная и воздействующая. Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью (воздействие на адресата) и стандартизацией речи (ускорение передачи информации). К подстилям публицистического стиля относятся газетно-публицистический, художественно-публицистический, ораторский, радиожурналистский, тележурналистский, рекламный. Публицистические тексты отличаются информативной насыщенностью, лаконичностью, доходчивостью изложения, использованием общественно-политической лексики и фразеологии, переносным употреблением терминов науки, искусства, спорта, военного дела, использованием специфических клише, стилистическим разнообразием.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Соотнесите разновидности публицистического стиля и сферы его использования.
Разновидность | Сфера использования |
Визуальная | Радио |
Аудиальная | Телевизор |
Аудиовизуальная | Печатные издания |
Решение:
Разновидность | Сфера использования |
Визуальная | Печатные издания |
Аудиальная | Радио |
Аудиовизуальная | Телевизор |
Задание 2.
В каком из данных вариантов, связанных с рекламой продуктов, не используется окказионализм?
А. Скитлстрянка.
Б. Не тормози — сникерсни!
В. Последний хруст парижской моды.
Г. «Сам Самыч»: пельмешки без спешки!
Решение:
В. Последний хруст парижской моды.