12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами

12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответамиПоделиться:

Материалы олимпиады Взлет по Литературе 9 класс для Московской области (задания и ответы)

1. Говорят, что стихотворение невозможно пересказать без потери смысла и лирического,
поэтического настроения. Однако по пересказу можно догадаться, о каком стихотворении идет
речь, если сохраняется лирический сюжет. Таким же образом можно угадать и автора, если ему
свойственно внимание к определенным темам, образам, настроениям.
Прочитайте прозаический пересказ стихотворения и выберите фамилию автора этого
стихотворения:
Я стою перед лазурным, безмолвным морем, заворожённый его величием. Оно живое – дышит,
волнуется, наполнено тревогой и любовью. Я чувствую, что в его глубине скрыта тайна: что движет
этой огромной массой воды, чем наполнено его напряжённое дыхание? Возможно, море
стремится вырваться из земных оков к далёкому и светлому небу. Оно будто растворяется в
небесной лазури, отражает утренний и вечерний свет, ласкает облака и сияет звёздами. Но когда
небо покрывается тучами, море меняется: бушует, вздымает волны, сражается с мраком. Оно рвёт
темноту, пока та не исчезнет, но даже после этого остаётся тревожным. Волнение не уходит сразу –
оно ещё долго колышет его поверхность. Свет и покой возвращаются, но море не может
полностью успокоиться. В его кажущемся спокойствии скрыто внутреннее беспокойство. Оно
любуется небом – и в то же время боится потерять его.
Лермонтов
Жуковский
Державин
Ломоносов
Пушкин

2. Разверните мне это сравнение
В произведениях Н.В. Гоголя часто встречается художественный прием – развернутое сравнение.
Оно используется для того, чтобы сопоставить изображаемую картину с другой, показав тем
самым неочевидные, понятные только автору связи между событиями и явлениями.
Прочитайте одно из развернутых сравнений (с чем сравнивается изображаемое) и выберите один
из вариантов: что изображает Гоголь?
…подобно когда ветер, поднявшись прекрасным вечером, пробежит вдруг по густой чаще
приводного тростника: зашелестят, зазвучат и понесутся вдруг унывно – тонкие звуки, и ловит их с
непонятной грустью остановившийся путник, не чуя ни погасающего вечера, ни несущихся
веселых песен народа, бредущего от полевых работ и жнив, ни отдаленного тарахтанья где-то
проезжающей телеги.
Дамы на Невском проспекте (“Невский проспект”)
Двор Ивана Никифоровича (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”)
Слова прекрасной полячки, обращенные к Андрию (“Тарас Бульба”)
Гости на балу у губернатора города NN (“Мертвые души”)

3. Перед вами имена персонажей, имеющих один социальный статус и род занятий. Заполните
пропуск четвертым подходящим именем.
Тарас Бульба, Вакула, Емельян Пугачев,

4. Перед вами четыре картины, изображающие героинь из трагедий Шекспира и обстоятельства их
смерти. Выберите картину, на которой изображена Дездемона.

12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами
12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами
12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами

5. Прочитайте фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. В нем заменено одно слово –
значимая деталь, характеризующая персонажа. Найдите это слово, замените его на правильное.
Пример:
Скотинин. Не знаешь, так скажу. Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых
великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь.
Правдин (смеючись). Этак вы нас уверите, что он старее Ноя?
Скотинин. А что ты думаешь? Хоть немногим…
Ответ: Адама
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя,
чтоб ты плащ пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого плаща деликатного
сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте
отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить плащ
хорошенько. Экое скотское рассуждение!

6. Установите соответствия между суммами денег и обстоятельствами, при которых они были
необходимы литературным героям.
Наследство, которое Стародум завещал своей племяннице Софье
“Проигрыш” Гринева Зурину в симбирском трактире
Плата Минского за визит лекаря на станцию
Взятка Хлестакову от Бобчинского и Добчинского
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
100 рублей
25 рублей
65 рублей
10000 рублей

7. Найдите соответствия между животным, являющимся значимой художественной деталью, и
персонажем, для характеристики которого это животное имеет символическое значение.
Блоха
Лошадь
Дрозд
Медведь
Орел
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Печорин
Аммос Федорович, судья
Иван Иванович
Дикий помещик
Пульхерия Ивановна
Собакевич
Левша
Мцыри
Емельян Пугачев
Молчалин

8. Перед Вами краткое изложение судеб трех персонажей, которые имеют одинаковые имена:
● Поняв, что возлюбленный бросил ее, покончила с собой
● Умно и находчиво помогала своей госпоже
● Была обманута незнакомцем, написавшим ей любовное письмо
Запишите полный

9. Установите соответствия между именами персонажей и будущим, которое прочили их родители.
Фемистоклюс
Петр Гринев
Ванька Жуков
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Служба в армии
Сапожник
Дипломат

10. Говорящие имена используются в комедиях для того, чтобы дополнительно охарактеризовать
персонажей, дать читателю или зрителю возможность увидеть неоднозначность героев, пояснить
сложное авторское отношение к ним.
Перед Вами — объяснение значений трех имен персонажей из одной комедии:
● Произошло от иностранного слова, означающего «известный»
● Указывает на нежелание выражать свое мнение;
● Созвучно с фамилией современного ему писателя и публициста
Выберите название этой комедии.
“Горе от ума”
“Мещанин во дворянстве”
“Недоросль”
“Ревизор”

11. Эпигоны – это последователи гениев, которые лишены творческой оригинальности и
механически повторяют их идеи. Перед вами эпигонский текст, в котором изменены только
детали: они осовременены в угоду публике и времени. Узнайте автора текста-оригинала,
запишите его фамилию.
Минут через пять во дворе появились широкие карго-штаны Васи Переростка – они заняли
почти половину участка. Затем она вынесла ещё бейсболку и пейнтбольный маркер.
«Это что ещё такое? – подумал Вася Хилый. – Никогда раньше не видел у Переростка оружия. Он
же не играет вроде бы… Зачем оно ему? А штука-то классная! Я давно хотел себе такой
маркер. Очень уж хочется: люблю иногда пострелять по мишеням, побегать с ребятами».

12. Авторы, как известно, не только писатели, но и читатели. И их читательский опыт помогает
сделать произведение более многослойным, глубоким, если они вводят разного рода культурные
параллели, сопоставляя своих героев с литературными или мифологическими
персонажами. Прочитайте информационную статью о таком персонаже и напишите
имя героини (оно пропущено в тексте статьи), которую автор сопоставляет с этим персонажем.
Доротея – это героиня идиллической поэмы И.В. Гете “Герман и Доротея”. Она рассказывает о
любви между сыном трактирщика и беженкой из захваченных французами земель Западной
Германии. Это литературное сопоставление помогает лучше понять характер __ и
отношение автора к ней. Доротея у Гёте – это чистая, искренняя, немного наивная девушка, у
которой глубокий внутренний мир. __ тоже такая –
непосредственная, чувствительная, порывистая, но в то же время очень честная в своих чувствах.
Так же, как __, Доротея оказалась в чужой земле, ее не воспринимают как равную,
ее происхождение является преградой для любви и счастья. Сравнение с Доротеей подчеркивает
внутреннюю чистоту, непринадлежность к светской среде, её «инаковость», а также
драматический финал повести, в которой герой, в отличие от Германа, не выдержал
испытания любовью и потерял свою Доротею.

13. Перед Вами иллюстрации, созданные Александром Бенуа к петербургской повести А.С. Пушкина
«Медный всадник».
Каждая из них соответствует одному элементу сюжета. Выберите ту, которая иллюстрирует
развязку повести.

12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами
12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами

14. Прочитайте стихотворение. В нем автор использует устойчивый в поэзии образ памятника –
традиционный для множества поэтов, в частности Горация, Ломоносова, Державина, Пушкина и
пр. Однако в этом стихотворении, в отличие от предшественников, Заходер не использует другой
образ, также часто сопутствующий теме поэтического творчества и символизирующий
вдохновение. Запишите слово, которое обозначает этот образ.
Сказать ли правду?
Памятников – нет.
Ни рукотворных, ни нерукотворных.
Настанет срок – увы, сотрётся след
Всех наших дел – и славных, и позорных.
Сотрётся след побед и прочих бед,
След вдохновений и трудов упорных,
Черты царей на серебре монет
И надписи в общественных уборных,
След океанов и массивов горных,
Самой Земли, её сестёр – планет…
Ведь всякий срок, – увы, всего лишь срок.
И он пройдёт.
Сотрётся след вселенной,
Где мы с тобой сумели – между строк –
Прочесть усмешку вечности.
Мгновенной.
Сотрётся след…
Но не горюй, поэт!
Ты тоже усмехнулся – ей в ответ!

15. Рассмотрите иллюстрации современного художника к известному литературному произведению
А.С. Пушкина. Узнали ли Вы его? Напишите его название с заглавной буквы без кавычек.

12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 9 класс Московская область с ответами

Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 9 класс, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru