Подготовка к диагностике МЦКО по Русскому языку 10 класс: демоверсия 2025 г.
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности у обучающихся 10-х классов по Русскому языку. Период проведения – апрель.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения диагностической работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Диагностическая работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Инструкция к прохождению компьютерной версии МЦКО по Русский язык 10 класс
В верхнем правом углу страницы Вы видите индикатор времени, который активируется сразу после начала тестирования. Левее расположена панель, на которой Вы можете выбирать задания, кликая по ним мышкой. Вы можете вернуться к любому заданию, если хотите проверить (изменить) ответ. Не используйте навигацию браузера “назад” – “вперёд”. Кликая на квадратик с номером задания, Вы отображаете соответствующий ему текст задания. После ввода ответа на задание обязательно нажмите кнопку “Сохранить введённые ответы”. Белым цветом на панели заданий отмечаются задания, на которые Вам ещё предстоит ввести ответ. Жёлтым цветом – те, на которые Вы уже ответили. Красной рамкой отмечается задание, на которое Вы отвечаете. После окончания тестирования нажмите на кнопку “Закончить” или дождитесь окончания отведённого времени, в этом случае система автоматически завершит тест и отобразит Ваши результаты.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние пейзажей средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, то здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную тихого очарования душу русской природы, углубить её восприятие. (По И. Кашековой)
Задание 1. Подберите и запишите синоним к слову «неброский» из предложения 3.
Правильный ответ: скромный
Задание 2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности».
гипербола
эпитет
олицетворение
метонимия
Правильный ответ: Эпитет — это определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности.
Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.
«русские художники» (предложение 1)
«крымские ландшафты» (предложение 2)
«неброское обаяние» (предложение 3)
«тихое очарование» (предложение 4)
«величие моря» (предложение 4)
Правильный ответ: «неброское обаяние» (предложение 3), «тихое очарование» (предложение 4)
Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах. Чтобы поставить ударение, щёлкните левой кнопкой мыши по соответствующей букве слова.
поняли, сосредоточиться, значимой, углубить
Правильный ответ:По́няли, сосредото́читься, зна́чимой, углуби́ть
Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ речевая избыточность Он учился в музыкальной консерватории. нарушение лексической сочетаемости Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт. неправильное употребление фразеологического оборота В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
ПРИМЕРЫ:
Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт.
Он учился в музыкальной консерватории.
Исторический музей Москвы приглашает взрослых и детей на выставки и лекции.
В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью.
Правильный ответ: см. таблицу
Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» была интересная по сюжету и композиции.
И. Айвазовского считают одним из лучших художников-маринистов своей эпохи.
На переднем плане картины Федота Сычкова «Колхозный базар» изображена девушка – продавец помидор.
«Я смогу победить глухоту», – уверял Людвиг ван Бетховен.
Правильный ответ: На переднем плане картины Федота Сычкова «Колхозный базар» изображена девушка – продавец помидор.
Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова. Чтобы отметить слово, щёлкните по нему левой кнопкой мыши, после чего слово выделится фоном. Чтобы отменить выбор, щёлкните повторно левой кнопкой мыши по этому слову.
Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
Правильный ответ: Собирательный, сочетание, наклониться, горели, расстилается
Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите часть речи этих слов, используя выпадающие списки.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧАСТЬ РЕЧИ Девушка была образованна и воспитанна имя прилагательное Многие личностные качества лицеистов были сформированы талантливыми педагогами Царскосельского лицея. причастие В даль морскую умчался парусник. имя существительное Мы договорились насчёт поездки в Ясную Поляну. предлог Утро выдалось не по-летнему холодным. наречие Музыка сопровождает человека в течение всей жизни предлог Страстная любовь к рыбалке у Чехова тоже возникла в детстве, как и чтение книг о путешествиях. союз Пламя костра летело вверх, к тёмному небу. наречие
Правильный ответ: см. таблицу
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины. (2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников. (3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)И глазам, сердцу, уму дворик явился миром, в котором очень хочется жить. (5)Казалось бы, что в нём особенного? (6)Куры копаются в земле. (7)Лошадь приуныла возле своей телеги. (8)Ребятишки играют на обычнейшей лужайке с обычнейшими ромашками. (9)Женщина несёт воду в ведре. (10)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (11)Всё обыкновенно. (12)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции. (13)Сердце его увидело и дрогнуло. (14)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (15)Смотришь, «выходишь», минуя раму, в дворик, шагаешь тропкой и понимаешь: вот она, жизнь… (16)Всё в «Московском дворике» гармонично и мягко. (17)Ничто резким контрастом не разрушает цветового единства. (18)Органично соединяются жилище человека и природа. (19)Всё пронизано небесной голубизной и светом. (20)Дворик исполнен необыкновенной поэзии. (21)Сколько прелести в белой, выгоревшей на солнце детской головке! (22)И в задумчивой фигурке, бредущей к цветку… (23)Картина без недомолвок. (24)Всё рассказано. (25)Так почему же в ней находили неисчерпаемую тайну знакомых мест? (26)А всё на самом деле элементарно просто. (27)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном – очарование родного края. (28)Дворик стал признанием в любви. (29)Любви к Родине. (30)Сам В.Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. (31)Согласиться с этим трудно. (32)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе. (33)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» – «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (34)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну. (35)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (36)Из царства человека В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы. (37)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки.(38)А над всем этим – яркое небо, уже подёрнувшееся туманом, – нежная переходная пора. (39)На тёмной глади «Заросшего пруда» буровато-красные и зелёные листья кувшинок, пятнышки лилий. (40)Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдёт, случится… (41)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила. (42)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В.Д. Поленов поссорился с художественным критиком В.В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у Поленова какая-то нерусская. (43)И вообще, жить бы ему за границей. (44)А он всей душой тянулся к России: «…подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…»
Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста. художник пейзаж египетские пирамиды любовь к Родине ссора
Правильный ответ: художник, радость, пейзаж, любовь к Родине, мир природы, родной край.
Задание 9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Буйный (предложение 35) – быстро растущий; обильный, густой, пышный.
Гондола (предложение 12) – подвешенная к оболочке воздушного шара, аэростата, дирижабля кабина для экипажа и оборудования.
Озариться (предложение 14) – оживиться, согреться; наполниться каким-либо чувством, настроением.
Уходить (предложение 36) – увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию.
Почва (предложение 44) – верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.
Правильный ответ: Буйный, озариться, уходить
Задание 10. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Как повлияло очарование родной земли на творчество В.Д. Поленова?» Приведите два примера из текста, важные для понимания позиции автора.
Правильный ответ: Автор подчёркивает, что Поленов через свои работы выражал любовь к Родине: «Дворик стал признанием в любви. Любви к Родине» (предложения 28–29). Это свидетельствует о том, что родная природа и быт стали для художника не просто объектом изображения, но и способом выражения своих чувств к родной земле.
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Русскому языку для 10 класса на 14.04.2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.