15.11.2025 Мун.этап по Русскому языку 10 класс Москва ответы и задания

15.11.2025 Мун.этап по Обществознанию 9 класс Московская область ответы и заданияПоделиться:

Муниципальный этап ВСОШ по Русскому языку 10 класс

Ответы к заданиям на 15.11.2025

Задание 1. В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего/будущего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения все глаголы современного русского языка делятся на классы. Проведите небольшое исследование и определите глаголы, которые будут относиться к одинаковому классу. Сформируйте группы таких глаголов и запишите в поля ответов номера глаголов, относящихся к одному классу. Если какие-то глаголы не образуют группу, то указывать их не надо.
Глаголы 1) выть 2) жить 3) раздеть 4) бить 5) уметь 6) завять 7) плыть 8) ныть 9) лить

Задание 2. Грамматическая омонимия – достаточно сложное явление в русском языке. Сделайте вывод о частеречной принадлежности слова один в приведённых примерах.
Познакомился я как-то с одним прекрасным учёным.
Один Иванов подготовился к семинару.
В первые годы они работали на одном предприятии.
У матери остался только один сын.
Ты одна меня понимаешь.
Одна ты меня понимаешь.

Задание 3. Прочитайте текст и заполните в нём пропуски. Этимологические исследования зачастую остаются в области гипотез, потому что не всегда бывает возможным стопроцентно доказать родство тех или иных слов, отсюда в разных словарях возникают различающиеся версии происхождения того или иного корня и его развития в том или ином славянском языке. Так, по вполне авторитетным этимологическим данным (Этимологический словарь славянских языков) для четырёхбуквенного русского бесприставочного глагола несов. вида (1) с разными объяснениями исторически однокоренным является существительное ср. р., называющее часть стреляющего оружия, (2) с таким же историческим суффиксом (3) , состоящим из одного звука (напишите букву, обозначающую этот звук), который встречается в целом ряде слов среднего рода, например в слове (4) – «чучело на огороде». В другом графико-орфографическом варианте этот исторический корень встречается в книжном русском глаголе несов. вида (5) – «поднимать кверху». В отвлечённом существительном на -ость (6) ( 6 ) этот исторический корень теряет гласный и состоит всего из двух согласных, при этом в современном русском языке в этом существительном уже не выделяются ни приставка, ни исходный суффикс прилагательного, от которого это существительное образовано. Наконец, этимологический словарь выдвигает версию, что в это же гнездо исторически однокоренных слов входит четырёхбуквенное существительное ж. р. (7) , связанное с мыслительными операциями и в одном из значений называющее орган государственного управления. В слове (7) корневой гласный такой же, как и в словах (1) и (2).

Задание 4. Ознакомьтесь со статьёй для слова таблица из идеографического∗ словаря.
▲ массив
↑ двумерный
таблица – двумерный массив;
дискретное изображение функции двух переменных; информационная решётка.
матрица.
табель. | табулирование.
♥ строка. строчка.
столбец. столбик. колонка. графа.
графить. разграфить.
▼ график
Напишите, как называется словарная статья для некоего существительного, фрагмент которой приведён ниже. Ответ запишите одним словом без дополнительных символов.
↑ лицо (человека), для (чего), привлекательный (облик)
подрисовать.
малевать, -ся (прост). подмалеваться.
штукатуриться (разг).
сурмить, -ся. насурмить, -ся.
пудра. пудреница. пудрить, -ся.
грим – средства изменения актёрской физиономии
↓ выступление артиста
Под каким символом в статье ШАПКА даётся слово ушанка?
Под каким символом в статье ТАКТИКА даётся слово метод?
Предположите, какое лексическое соотношение, ещё не встречавшееся в приведённых выше примерах, в данном словаре отображается символом ↔. В ответе укажите термин – существительное женского рода в Им. п. ед. ч. без дополнительных символов.

Задание 5. Один лингвист исследовал, в роли каких членов предложения могут выступать разные части речи в русском языке. Для этого он составил таблицу. Перед вами небольшой её фрагмент.

15.11.2025 Мун.этап по Русскому языку 10 класс Москва ответы и задания

Под цифрами 1 -5 зашифрованы члены предложения. X и Y – части речи русского языка. + и – означают, может ли данная часть речи выступать в роли того или иного члена предложения. + * означает, что данная часть речи самостоятельно не употребляется в роли этого члена предложения, но может входить в состав некоторых сочетаний/конструкций, выступающих в подобной роли. Y Y в основном в предложении является 1 . В ролях 4 и 5 данная часть речи выступает значительно реже. Важное отличие Y от X состоит в том, что X в роли 4 стоит в препозиции, а в 5 – в постпозиции. При этом Y всегда находится в постпозиции, выступая в ролях 4 и 5 .

Задание 6. Прочитайте текст и определите, какие слова скрыты под буквами. Четырёхбуквенное слово A обозначает место жительства группы людей. Для A , как правило, присуще наличие развитой инфраструктуры и церкви. От слова A образован глагол B со значением «предоставлять кому-либо место для жилья». Если добавить к B приставку со значением завершённости действия, получится глагол C . Слово D образовано от глагола C C и используется для обозначения места жительства группы людей, так же как и A , хотя может быть употреблено и в качестве обозначения действия по глаголу C . От C суффиксальным способом можно образовать слово E , которое, в отличие от D , употребляется только в одном значении. Слово X называет разновидность E. У слова X есть семантика движения изнутри наружу, которая появилась из-за приставки. Заметим, что слова X и E различаются только приставками, а остальные морфемы, включая флексии, совпадают.


Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Русскому языку 10 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 15.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 10 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях