15-16.09.2025 Школьный этап ВСОШ Экология 7-8 класс Московская область

15-16.09.2025 Школьный этап ВСОШ Экология 7-8 класс Московская областьПоделиться:

Материалы олимпиады Взлет по Экологии 7-8 класс для Московской области (задания и ответы)

1. Прочитайте фрагмент рассказа М. Пришвина «Жень-Шень».
Между тем Хуа-лу, сделав еще несколько шагов к моему шатру, вдруг поднялась на задние ноги, передние положила высоко надо мной, и через виноградные сплетения просунулись ко мне маленькие изящные копытца. Мне было слышно, как она отрывала сочные виноградные листы, любимое кушанье пятнистых оленей, довольно приятное и на наш человеческий вкус. По ее большому вымени, из которого сочилось молоко, я вспомнил о ее олененке, но, конечно, не посмел наклониться и посмотреть из дырочки по сторонам: тут где-то он должен быть непременно. Как охотника, значит тоже зверя, меня очень соблазняло – тихонечко приподняться и вдруг схватить за копытца оленя. Да, я сильный человек и чувствую, что, возьмись я крепко-накрепко обеими руками повыше копытцев, я оборол бы ее и сумел бы связать поясным ремешком. Всякий охотник поймет мое почти неудержимое желание схватить зверя и сделать своим. Но во мне еще был другой человек, которому, напротив, не надо хватать, если приходит прекрасное мгновение, напротив, ему хочется то мгновенье сохранить нетронутым и так закрепить в себе навсегда. Конечно, все мы люди, и понемногу у нас у всех это есть: ведь и самый страстный охотник с трудом скрепит в себе слабое сердце, когда простреленный зверь умирает, и самый нежный поэт хотел бы присвоить и цветок, и оленя, и птицу. Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда я не думал, не знал, что есть во мне какой-то другой человек, что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновенье, никогда оно тебе не возвратится, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка Хуа- лу, самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками». Это было точно как в сказке, когда охотник прицелился в лебедя – и вдруг слышит мольбу не стрелять ее, подождать. И потом оказывается, что в лебеди была царевна, охотник удержался, и вместо мертвого лебедя потом перед ним явилась живая прекрасная царевна. Так я боролся с собой и не дышал. Но какой ценой мне то давалось, чего мне стоила эта борьба!

Какую роль в экосистеме играет виноград, которым питается олень?
Продуцент
Консумент I порядка
Консумент II порядка
Редуцент

2. Какие биологические адаптации позволяют винограду выживать в естественной среде?
Восковой налёт на ягодах для защиты от испарения
Наличие усиков для закрепления на опорах
Образование воздушных корней
Паразитирование на других растениях
Яркий околоцветник для привлечения насекомых
Симбиоз с грибами для улучшения питания
Опадение листьев зимой

3. Что из перечисленного не разрешается на территории лесных массивов, являющихся памятниками природы?
Подсочка деревьев
Уборка сухостойных деревьев
Стоянка и проезд автотранспорта
Организация туристических экскурсий

4. Какие факторы НЕ являются основной причиной повышенной температуры воздуха в городе?
Снижение относительной влажности в городе
Покраска крыш домов в белый цвет
Снижение средней скорости ветра в городе
Увеличение количества осадков в городе
Большая заасфальтированная площадь

5. Изучите таблицу, в которой приведены особенности питания пятнистого оленя на территории островов Антипенко и Сибирякова в заливе Петра Великого Приморского края с 2016 по 2020 гг.

15-16.09.2025 Школьный этап ВСОШ Экология 7-8 класс Московская область

Какие растения доминируют в рационе пятнистого оленя на островах Антипенко и Сибирякова?
Ильм Японский и Крушина даурская
Чубушник тонколистный и Мелкоплодник ольхолистный
Актинидия коломикта и Клен мелколистный
Дуб монгольский и Бересклет священный

6. Предположите, какие методы применялись для изучения влияния пятнистых оленей на древесно-кустарниковую растительность?
Закладка пробных площадок и оценка повреждений растений
Анализ химического состава почвы
Спутниковый мониторинг и тепловизионная съемка
Радиолокационное сканирование территории

7. Какой российский ученый изучал влияние физических космических факторов на процессы в живой природе?
А.Л. Чижевский
Н.И. Вавилов
В.И. Вернадский
К.А. Тимирязев

8. Сопоставьте каждую экологическую проблему  с её кратким описанием.
Кислотные дожди
Разрушение озонового слоя
Пластиковое загрязнение
Опустынивание
Перенаселение
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Превращение плодородных земель в пустыни из-за засухи и нерационального землепользования
Выпадение осадков с высокой кислотностью из-за выбросов серы и азота
Массовое скопление отходов из синтетических материалов в океанах и на суше
Истончение защитного слоя стратосферы из-за хлорфторуглеродов (ХФУ)
Чрезмерная эксплуатация ресурсов из-за роста численности населения

9. Большинство растений и животных не могут жить в городах, но некоторые виды, наоборот, прекрасно здесь приживаются. Их называют синантропными (приспособившимися к жизни рядом с человеком). Для них городская среда даже удобнее, чем дикая природа. Какие преимущества города́ дают таким животным и растениям?
Нет типичных конкурентов и хищников
Стабильный климат без перепадов температур
Чистый воздух без выхлопных газов
Отсутствие шума и вибраций
Дополнительные кормовые ресурсы (пищевые отходы, плоды и семена декоративных растений)
Имеется больше потенциальных убежищ


Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Экологии для 7-8 класс, проходящая 15-16.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru