Олимпиада ВСОШ по Литературе 6 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Перед вами иллюстрации к одному произведению.
Укажите название этого произведения без кавычек.
2. Укажите фамилию автора.
3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.
4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.
1. Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня, белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена раскрасавица,
А приду домой, всё ругается.
А приду домой, всё ругается.
2. «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой.
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»
3. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.
4. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».
5. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо‑юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился… Чудо‑юдо коня – по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.
Список настоящих имён писателей: Алексей Пешков, Джон Чейни, Аркадий Голиков, Александр Гриневский, Андрей Климентов.
6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых этот компонент присутствует.
А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невесёлый. Пошел он раз, тятенька говорил, – пошёл он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошёл он в лес по орехи, да и заблудился; зашёл – Бог знает куды зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, – нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, – присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху, смеётся… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – всё, братцы мои, видно. Вот зовёт она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, – а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовёт. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у неё зелёные, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на неё Гаврила, да и стал её спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он всё невесёлый ходит.
Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путём внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса.
Позавтракав и сложив в нарты несложное лагерное снаряжение, путники повернулись спиной к радушному костру и зашагали вперёд, навстречу темноте. Воздух сразу огласился жалобным воем, со всех сторон раздавались голоса, перекликавшиеся между собой в ночном мраке. Разговор умолк. Около девяти часов начало светать. В полдень южный край неба окрасился в розовый цвет, и на нём чётко выступила линия горизонта, отделяя выпуклой чертой северный край от стран полуденного солнца. Но розовая окраска скоро исчезла. Серый дневной свет держался до трёх часов, затем и он угас, уступив место тёмной полярной ночи, окутавшей своим покровом безмолвную пустынную землю.
7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Яков Петрович Полонский (1819–1898)
Развалину башни, жилище орла…
(1) Развалину башни, жилище орла,
(2) Седая скала высоко подняла,
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
(5) И долго та башня уныло глядит
(6) В глухое ущелье, где ветер свистит;
(7) И слушает башня – и слышится ей
(8) Весёлое ржанье и топот коней.
(9) И смотрит седая скала в глубину,
(10) Где ветер качает и гонит волну,
(11) И видит – в обманчивом блеске волны
(12) Шумят и мелькают трофеи войны.
1845 г.
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
дактиль
хорей
амфибрахий
анапест
8. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы
9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строках 3–4?
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
гипербола
метафора
сравнение
метонимия
10. Назовите строфу, которой написано стихотворение. Используйте термин французского происхождения.
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
11. Как называется вид рифмы, использованной в стихотворении?
женская
мужская
дактилическая
холостая
12. В каких строках содержится метафорический эпитет со значением «древний, старый»?
13. Какой троп присутствует в строке 7?
(7) И слушает башня – и слышится ей
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
14. Какая фигура речи использована в строках 3, 5, 7, 9, 11?
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 6 класс, проходящая 16, 17. 18 сентября 2025 в г. Москва. Работу пишут на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru