Вариант № РЯ2510101 по Русскому языку 11 класс ответы, задания
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Поэзия, в особенности лирическая, всегда представляла бóльшую сложность для художественного перевода, чем эпическая сюжетная проза. Дело здесь в нескольких причинах. Во-первых, основная концептуальная и эстетическая нагрузка в лирической поэзии напрямую связана с национальной лингвистической и лингвокультурной спецификой оригинального текста: речевой композицией, грамматикой, лексикой, фонетической стороной речи, культурным контекстом. Во-вторых, лингвистическая и лингвокультурная составляющие реализуются в лирике в рамках определенной стихотворной формы, которая обычно бывает присуща национальной традиции (и может оказаться «неудобной» для иноязычного текста). В-третьих, сочетание лингвистической и стихотворной специфики текста создает ряд особых эффектов содержательного характера (смысловое сопоставление рифмующихся слов, особый параллелизм, переносы и т. д. – об этом подробно написал в своем исследовании Ю. М. Лотман).[1] В-четвертых, в лирике чаще, чем в эпосе и драме, оказывается непроясненной концептуальная составляющая произведения. В-пятых, <…> ближайшее тематическое содержание стихотворения нередко оказывается за границами рационального осмысления читателя. Наконец, в лирике особенно трудно бывает определить эстетическое своеобразие произведения, реализуемое в стихотворении на базе сложного комплекса средств. Неслучайно переводоведение постоянно приходит к вопросу: как соотнести перевод лирического стихотворения с оригиналом, какая степень трансформации здесь допустима, как оценить качество такого перевода? С одной стороны, очевидно, что идеальный перевод лирического стихотворения должен отражать все указанные выше особенности оригинала С другой стороны, столь же очевидно, что воплотить этот идеал в реальность невозможно. Соответственно, особое звучание приобретает тогда вопрос о степени адекватности художественного перевода в лирике.
Задание 1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите эту частицу.
Правильный ответ: даже
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЭПИЧЕСКИЙ. Книжн. Проникнутый величием и героизмом. Эпические события русской истории. Эпическое художественное полотно.
2) РЯД. только ед. Некоторое количество чего-либо однородного, однотипного. Накопился ряд вопросов. Это правило имеет ряд исключений.
3) РАЦИОНАЛЬНЫЙ. Разг. Склонный действовать, относиться ко всему рассудочно, а не под влиянием своих чувств. Мужчины более рациональны, чем женщины.
4) ПРИХОДИТЬ. Идя, направляясь куда-либо, достигать какого-либо места. Приходить с работы. Когда приходит наш поезд?
5) ИДЕАЛЬНЫЙ. Превосходный, совершенный, образцовый. Идеальные условия.
Идеальное исполнение пьесы.
Правильный ответ: 25
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле, который характеризуется точностью и логичностью изложения.
2) Структура и содержание текста соответствуют жанру очерка. Основная задача автора – публицистическое освещение проблемы.
3) В тексте присутствуют термины (лингвокультурный, параллелизм, переводоведение), автор использует лексику высокого стиля (лирический, поэзия, эстетический).
4) Для текста характерно употребление вводных слов и вставных конструкций, а также использование обособленных определений и сложных предложений.
5) Средства выразительности языка в тексте используются скупо. Можно отметить, несколько эпитетов (художественный (перевод), содержательный (характер) и метафору (за границами осмысления).
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) ногтЕй
2) нАживший
3) бухгАлтеров
4) начАтый
5) вероисповедАние
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На совещании прозвучало несколько ДЕЛЬНЫХ предложений по улучшению работы отдела.
Он повёл себя как НЕВЕЖА: перебивал, не слушал и грубил старикам.
Я с трудом мог РАЗЛИЧИТЬ близнецов друг от друга – они были как две капли воды.
В центре города построили новое ВЫСОТНОЕ здание на тридцать этажей.
Создание КОМФОРТНОЙ среды для сотрудников повышает эффективность труда.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Он выполнил мечту детства: оказался в научной лаборатории, где ученые занимались разработкой уникальных технологий.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. с ПОЛУТОРАСТАМИ тоннами к ОБЕИМ фигуристкам КЛАДИ аккуратно более ВЫСОКИЙ коэффициент опытные ТРЕНЕРЫ
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с однородными членами В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Участковый осмотрел найдёныша со всех сторон и подозрительно спросил, что «наш ли это мальчик».
2) Все, кто пришёл на фестиваль, устроенный счастливыми родителями, удивлялись заботливости организаторов, выражая свои чувства громкими аплодисментами после каждого номера.
3) Прочитав роман до конца, невольно задумаешься о судьбе героя, преодолевшего множество испытаний и который не утратил чувства собственного достоинства.
4) Согласно заключения экспертов, «уровень загрязнения воздуха в столице снизился по сравнению с прошлым годом».
5) Условием, при котором литература, будучи средством познания, начинает действительно формировать не только чувство языка, но и мышление, является правильно выстроенный план чтения классических произведений.
6) Михаил Ломоносов, понимая значение просвещения для развития государства, не только стремился к научным открытиям: он последовательно добивался создания первого российского университета.
7) Павел Третьяков, собиравший картины с юности и стремившийся сделать искусство доступным, основал, наполнил ценными экспонатами и подарил Москве крупнейшую галерею русского живописного наследия, став одним из главных меценатов своего времени.
8) Осознавая всю значимость экологической безопасности, современными учёными разрабатываются технологии, способные минимизировать вред, наносимый окружающей среде промышленными выбросами.
9) ТЭЦ самой большой мощности в России был построен в Сургуте: это Сургутская ГЭС.
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ж..луди, выч..ркивать, расч..тливый
2) ц..плёнок, (комбинация) ц..фр, панц..рь
3) произр..стают, утв..рь, к..медия
4) воспом..нание, бл..стательный, прим..рение (сторон)
5) экспр..ссивный, осл..пительный, прор..дить (всходы)
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) непр..емлемый, пр..гожий, непр..ступная (крепость)
2) бе..вкусный, не..данный (экзамен), чере..чур (сладкий)
3) пр..бежать (круг), пр..российские (интересы), пр..образ
4) контр..удар, от..единить, в..явь
5) пре..заказ, о..благодарить, на..строить (ещё два этажа)
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сгущ..нка, девч..нка
2) убор..стый (почерк), уклонч..вый (ответ)
3) белорус..кий, киргиз..кий
4) (передать) дословн.., дымч..тый
5) реч..вой (этикет), намер..ваться
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) приемл..мый, (орех) кол..тся
2) забле..т (ягнята), насто..нный (чай)
3) (они) топч..т (траву), (ивы) плач..т
4) блещ..щий (умом), тащ..щаяся (повозка)
5) накорм..шь, движ..мый (сочувствием)
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) Ванино состояние здоровья (НЕ)МЕШАЛО ему успешно сдавать экзамен.
2) В конце месяца (НЕ)КОТОРЫМ сотрудникам начислили премии.
3) Никогда не стоит распространять (HE)ПРОВЕРЕННУЮ ещё информацию.
4) Это было (НЕ)ЧТО иное, чем просто симпатия.
5) Спасать жизни – очень (НЕ)ЛЁГКАЯ миссия.
Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) Сквозь (ПОЛУ)ПРОЗРАЧНЫЙ туман пробивался свет, окрашивая листву в (ТЁМНО)ЗЕЛЁНЫЕ оттенки.
2) Художник понимал, что ВРЯД(ЛИ) успеет закончить сегодня набросок, но ВСЁ(ТАКИ) продолжал стоять у холста.
3) ЕСЛИ(Б) только можно было ЧТО(НИБУДЬ) исправить?
4) На улице всё ещё светло и тепло, небо ясное (ПО)ВЕСЕННЕМУ, но ОТКУДА(ТО) дует пронизывающий северный ветер.
5) Студенты отвечали (ПО)РАЗНОМУ: (ПО)ВИДИМОМУ, многое зависело от уровня подготовки.
Официальные материалы: задания, ответы к Тренировочной работе № 1 по Русскому языку 11 класс, проходящая в формате ЕГЭ, вариант № РЯ2510101. Данный материал является уникальным он разработан для проверки знаний учащихся в соответствии с требованиями ФИПИ.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных, но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных сношениях. Я, как сосед (с другой стороны его номера была глухая стена), часто, когда все уже засыпал и, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность, и это его волновало. Вместе мы по возможности сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нём была смесь излишней смелости с застенчивостью (и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило). Бывало, вместе с ним поспорим, оба промахнёмся, сам вывернусь, Пушкин <…> никак не сумеет этого уладить: ему недоставало того, что называется тактом. Это капитал, необходимый в товарищеском быту, где мудрено, почти невозможно при совершенно бесцеремонном обращении уберечься от некоторых неприятных столкновений вседневной жизни. Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось.
Задание 1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.
Правильный ответ: же
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) УДЕЛ. Книжн. Доля, судьба, участь. Радостный удел. Печальный удел выпал кому-либо.
2) НЕЛОВКИЙ. Лишённый ловкости. Неловкий седок.
3) ВЫЙТИ. Оставить, покинуть какое-либо место, помещение. Выйти из дому, из сада, из метро. Войска вышли из города. Выйти из машины.
4) ПРИПИСЫВАТЬ. Давать заведомо завышенные, ложные сведения о чём-либо в документах, официальных сообщениях и т. п. Приписывать лишние цифры.
Приписывать в отчёте, ведомости, докладной записке.
5) УСТРОИТЬСЯ. Прийти в надлежащий порядок; наладиться. Жизнь устроилась на новом месте. На работе всё постепенно устроилось.
Правильный ответ: 15
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст представляет собой образец разговорной речи в письменной форме. Цель автора – непосредственное общение.
2) Содержание текста соответствует жанру мемуаров. Автор стремится сообщить значимые факты из своей жизни и жизни своего окружения, сопровождая их собственными оценками.
3) В соответствии со стилевой принадлежностью текста в нём присутствуют книжные слова (благорасположение, вседневно, эксцентрический), а также разговорная лексика (толковать, невпопад).
4) В тексте употребляются сложноподчинённые предложения, вставные конструкции, используются сравнительные обороты.
5) Средства выразительности языка в тексте используются скупо. Можно отметить, пожалуй, несколько эпитетов «вздорный случай», «бесцеремонное обращение») и метафору (ему недоставало того, что называется тактом).
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) углУбленный
2) прИняли
3) жалюзИ
4) обогнАла
5) прирУченный
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ПУГЛИВЫЙ заяц вздрогнул от треска ветки и скрылся в густом кустарнике.
ЛЕДЯНАЯ арена в спорткомплексе используется как для соревнований, так и для массового катания.
Он сдерживал слёзы, но в груди поднималась настоящая ГОРДОСТЬ за смелого сына.
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор был вынесен на основании достаточной доказательной базы.
Компания ориентируется на ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ спрос и старается предлагать актуальные продукты.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Были намечены основные этапы реализации проекта: предварительное планирование, разработка технической документации, закупка и доставка материалов, наконец, собственно строительство.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. с ДЕВЯНОСТА тетрадями ГЛОЖУТ сомнения самый ДРЕВНЕЙШИЙ артефакт смешно ЛАЗАЕШЬ по канату навстречу ИМ
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с однородными членами В) неправильное построение сложного предложения Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Главными причинами изменения климата являются не только выбросы углекислого газа и засорение поверхности планеты пластиком, а также и вырубка лесов, индустриализация и общий рост потребления.
2) В утренней тишине библиотеки слышалось лишь равномерное шелестение, которое исходило от книг на столах погружённых студентов в чтение.
3) БАД перед поступлением в продажу должен пройти государственную экспертизу на безопасность, после чего ему присвоят соответствующий сертификат.
4) Он увидел, что управляющий конторой, старичок лет семидесяти, сидевший за отдельным столом, старательно очиняет перо, не желая поднимать взгляд на гостя.
5) Изучив закономерности химических реакций, исследователи провели серию опытов, направленную на подтверждение гипотезы о каталитическом воздействии элементов.
6) Бывает, я раздражен, и говорю человеку неприятное, и вижу то, что делаю дурно, и стараюсь перестать так делать.
7) Вопреки чаяниям недоброжелателей, ожидавших провала сборника рассказов, вышедшего под псевдонимом, автор книги был сразу узнан читателями за характерный ему стиль, а роман занял первое место в книжных рейтингах.
8) Лев Толстой, который остро чувствовал социальную несправедливость, всей душой ощутил, глубоко осмыслил и точно выразил в своих произведениях стремление народа к духовному и нравственному обновлению.
9) Те, кто видит в фантастике один сплошной вымысел, кто чувствует себя далёким от её духа, кто не любит фантастику, на самом деле всего лишь боятся свободы и не способны к истинному творчеству.
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (был совершён) подж..г, пощ..чина, ч..порный
2) ц..ганский, панц..рь, ц..трусовые (плоды)
3) р..стовщик, упр..щение, с..нет
4) пл..вец, укр..титель, г..рнизон
5) (затягивает) тр..сина, прис..гать (на верность), (душевное) см..тение
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..амурский, пр..бывать (в городе), пр..пятствие
2) (дать) ..дачу, во..пламениться, в..пыхнуть
3) меж..нтегральный, воз..меть (действие), раз..скать
4) соб..ём (с курса), кур..ёз, вороб..и
5) п..дбородок, пр..родина, вз..браться (на гору)
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) юрод..вый, магни..вый
2) миндал..вый, ослаб..вать
3) кумач..вый (цвет), дириж..рский
4) (собака) обла..ла, расклан..ться
5) (смотреть) искос.., (лечь спать) затемн..
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неотъемл..мое (право), застел..м (постель)
2) (водопады) клокоч..т, (тракторы) паш..т
3) увенч..нный, ненавид..вший
4) тревож..вшийся, закле..вший
5) надломл..нный, посе..нный
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Да, неласково и вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила меня северная природа.
2) Наступать на травмированную ногу было крайне (НЕ)ПРИЯТНО.
3) Посмотри на себя: руки (НE)МЫТЫ, волосы колтуном!
4) Каждый мальчик в детстве мечтал открыть ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЕ земли.
5) (НИ)КТО иной не мог приготовить этот пирог так, как моя мама.
Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) ЧТО(Б) ни писали потом в газетах, эта премьера останется для зрителей самым запоминающимся событием года, ПРИ(ТОМ) событием красочным и воодушевляющим.
2) (НА)ВИД дом выглядел обветшалым, а ведь (НА)ДНЯХ в нём завершился капитальный ремонт.
3) Мама готовила ЧТО(ТО) на кухне и напевала (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.
4) Вы вполне (В)ПРАВЕ уточнять детали договора, особенно если Вас не проинформировали (НА)СЧЁТ сроков поставки.
5) Они нравились (ДРУГ)ДРУГУ и в (ТО)ЖЕ время понимали, насколько несхожи их характеры.