Задания школьного этапа «ВСОШ» по Химии 10 класс
Задание 1. Хотя в школьной программе формулу стекла обычно дают в упрощённом виде, в действительности компоненты стекла имеют очень сложную структуру и состав.
Состав одного из компонентов различных керамических изделий и стёкол можно выразить химической формулой
Na3Xa+4Si2PO12
Найдите значение индекса a.
Задание 2. Определите элемент X, если известно, что молярная масса вещества составляет 530 г/моль. В ответ запишите химический символ этого элемента.
Задание 3. Смесь угарного газа, азота и углекислого газа общей массой 34,4 г последовательно пропустили сначала над нагретым оксидом меди (II), а затем через избыток известковой воды, при этом выпало 60 г осадка, а объём непоглощённого газа составил 8,96 л (н.у). Определите объёмную долю угарного газа в исходной смеси. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Задание 4. Ниже дан график зависимости плотности воды (г/мл) от температуры (°C).
Было подготовлено 7 различных образцов, содержащих одинаковое количество воды, но при разной температуре.
Установите соответствие между номером пробирки и температурой воды в ней.
График зависимости плотности воды от температуры
+2°C
+4°C
+8°C
+14°C
+18°C
+20°C
Задание 5. Органическое вещество A состоит из трёх элементов. Образец A массой 12,4 г полностью сожгли в избытке кислорода, при этом образовалось 10,8 мл воды и смесь газов B и C с относительной плотностью по гелию, равной 12,67.
Определите формулы газов B и C, если дополнительно известно, что оба газа поглощаются раствором баритовой воды и что газ B обесцвечивает бромную воду.
Газ B:
Задание 6. Газ C:
Задание 7. Определите молекулярную формулу вещества A. Сначала запишите атомы углерода, затем атомы водорода и в конце оставшийся элемент.
Задание 8. н‑Пентан пропустили над хлоридом алюминия, при этом образовалась смесь всех возможных изомеров состава C5H12. Определите мольную долю н‑пентана в образовавшейся смеси, если дополнительно известно, что соотношение числа четвертичных атомов углерода к третичным и вторичным в образовавшейся смеси составляет 5:3:9 соответственно. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Задание 9. Выберите молекулярные формулы, которые соответствуют устойчивым соединениям (не радикалам или заряженным частицам):
C4H10Cl
C5H9ClO
C5H9NO4
C4H10N
C4H5O
C6H12O6
Задание 10. Ниже дана схема превращений соединений некоторого элемента Э.
Х – простое вещество, образованное элементом Э. Определите вещества Х, А – Д, если дополнительно известно, что при добавлении к раствору А раствора хлорида бария выпадает белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах.
В ответ запишите молярные массы искомых веществ, округлите до целых.
Х –
А –
Б –
В –
Г –
Д –
Задание 11. Калиевую соль карбоновой кислоты массой 25,2 г сплавили с избытком гидроксида калия, при этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу газа.
Задание 12. Установите соответствие между названием комплексной частицы и её зарядом.
Тетрахлорокупрат (II) –
Дихлородиамминплатина (II) –
Гексагидроксоалюминат –
Гексаакваникель (II) –
Задание 13. Как известно, иод необходим для здорового функционирования щитовидной железы. Последняя, в свою очередь, производит гормоны тироксин (C15H11I4NO4) и трииодтиронин (C15H12I3NO4).
В лабораторию поступил образец крови пациента. По данным химического анализа, образец содержит тироксин и трииодтиронин в соотношении 5:1 по массе, а их общая концентрация составляет 60 мкг/л.
Определите общую концентрацию свободного иода в этом образце. Ответ выразите в мкг/л, округлите до десятых.
Для синтеза дымящего на воздухе соединения L собрали прибор, изображённый выше.
Задание 14. Измельчённую сухую смесь взятых в стехиометрическом соотношении бинарных соединений M и N общей массой 15,35 г поместили в колбу (1). При осторожном нагревании колбы (1) в приёмной колбе (2) собирается прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой индивидуальное вещество L. После завершения эксперимента было получено 9,21 г вещества L.
Определите вещества L, M и N, если дополнительно известно следующее:
- M представляет собой оксид пятивалентного элемента, а N – хлорид того же пятивалентного элемента, причём массовая доля хлора в соединении N больше массовой доли кислорода в соединении M в 1,511 раза;
- молекула L имеет форму искажённого тетраэдра;
- реакция между M и N представляет собой реакцию соединения.
В ответ запишите молекулярные формулы веществ.
Вещество M:
Задание 15. Вещество N:
Задание 16. Вещество L:
Задание 17. Определите выход L. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Задание 18. В калориметре смешали 75 г 8 %‑го раствора гидроксида натрия и 75 г 7.3 %‑й соляной кислоты, при этом наблюдали изменение температуры Δt1. В другом эксперименте в том же калориметре вместо 75 г раствора гидроксида натрия взяли 50 г такого же раствора, при этом зафиксировали повышение температуры Δt2. Во сколько раз Δt1 больше Δt2 при условии, что теплоёмкости всех растворов одинаковы? Ответ округлите до сотых.
Официальные задания и ответы ВСОШ для 10 класса школьного этапа 2024/25 всероссийской олимпиады школьников по Химии для г. Москва 18.10.2024 на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru