19-21.09.2025 Школьный этап ВСОШ по Русскому языку 10-11 класс Московская область ответы, задания

19-21.09.2025 Школьный этап ВСОШ по Русскому языку 10-11 класс Московская область ответы, заданияПоделиться:

Олимпиада ВЗЛЕТ по Русскому языку 10-11 класс 50 регион задания и ответы

1. У вас ударение упало
1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей, с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.
Акцентная парадигма слова предсказывает, куда будет падать ударение в разных формах этого слова. Внешне слова могут выглядеть одинаково и относиться к одному и тому же склонению или спряжению, однако при изменении формы слова ударение будет вести себя по-разному. Например, слова bókštas ‘башня’ и kálnas ‘гора’ относятся к первому склонению и во всех падежах имеют одинаковые окончания, но в дательном падеже множественного числа у слова ‘башня’ ударение будет падать на основу bókštams, а у слова ‘гора’ — на окончание kalnáms.
Оказывается, в русском языке тоже есть акцентные парадигмы, хотя носители этого не замечают.  А вот иностранцам их приходится учить.
Перед вами несколько слов, относящихся к разным акцентным парадигмам (от a до f). Подберите к ним пару — слово, которое относится к той же акцентной парадигме.
a. ящик
b. ловец
c. приз
d. стекло
e. зуб
f. губа

вожжа
соленье
море
кисть
стол
дупло

2. Заполните пропуски в тексте. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ.
Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. При этом не учитываются . Большинство существительных русского языка имеют одну из шести приведённых схем ударений (акцентных парадигм), однако существуют и исключения. Так, существительное вошь имеет акцентную парадигму , но в форме   ударение падает не на , а на .
Существительное сад имеет акцентную парадигму , однако у него есть особая форма, в которой, вопреки ожидаемому ударению на , ударение падает на . Такую форму обычно называют . А вот особая  форма, похожая на форму родительного падежа, но с ударением на , есть у существительного

2. X + Y = циркумфикс
1. Циркумфиксом называют морфему, состоящую из приставки и суффикса, которые совместно выражают какое-либо значение. Они распространены, например, в немецком языке, где циркумфикс ge-…-t выражает значение причастия: spiel-en “играть”, ge-spiel-t “игранный, сыгранный”.
В русском языке циркумфиксами можно назвать сочетания разных приставок и постфикса -ся, которые, присоединясь к глагольной основе, могут выражать разные значения, не выводящиеся при этом только из значения приставки или постфикса.
Впишите названия этих морфем в алфавитном порядке через запятую.
В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ запятую и один пробел, например: олимпиада, оценка

2. Соотнесите циркумфиксы, распространённые в русском языке, и их значения.
на-…-ся
до-…-ся
из-…-ся
о-…-ся
Неверно, ошибочно, неудачно совершить действие, названное мотивирующим глаголом.
Дойти до нежелательного состояния (утомления, негодности, исчерпанности), приобрести или утратить определенные качества, способности или привычки в результате частого, длительного или интенсивного совершения действия, названного мотивирующим глаголом.
Довести себя до неприятных последствий путем интенсивного совершения действия, названного мотивирующим глаголом.
Значение полного удовлетворения или пресыщенности действием.

3. Какой из следующих циркумфиксов может быть синонимичен циркумфиксу из-..ся?
вз-…-ся
на-…-ся
у-…-ся

4. Постфикс -ся — единственная словообразовательная морфема в русском языке, которая следует после окончания. Дело в том, что по своему происхождению она восходит к полноценному слову. Какому? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада

5. В каких словах постфикс -ся имеет то же значение, что и слово, от которого он образовался? Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и\или не выбран верный, балл снижается.
смеяться
обниматься
одеваться
запасаться
расчёсываться
отлучиться

6. Какое местоимение синонимично постфиксу -ся в слове обниматься? В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: осенняя соната

7. Выберите верные утверждения. Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается.
Постфикс ся всегда пишется в деепричастиях.
Постфикс сь всегда пишется в причастиях.
В глаголах и деепричастиях постфикс ся пишется после согласных, а постфикс сь — после гласных.
Постфикс ся имеет вариант сь.

3. Я на этом собаку съел
1. Загаданные ниже три фразеологизма устроены так, что последнее слово первого фразеологизма является первым словом второго, а последнее слово второго — первым словом третьего.
Например,
1) дать взятку
2) жить в бедности
Ответ 1: давать на лапу
Ответ2: лапу сосать
Запишите загаданные фразеологизмы, если их значения следующие:
очень быстро, стремительно (2 слова)

2. впасть в уныние, отчаяние, грустить, тосковать (2 слова)

3. закончить спортивную карьеру (3 слова)

4. К истокам слова
Заполните пропуски в тексте, если известно, что все пропущенные слова имеют одинаковый исторический корень. Запишите все ответы в начальной форме (глаголы — в форме инфинитива, существительные — в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные — в форме именительного падежа единственного числа мужского рода).
1. Глагол ПРОПУСК 1 имеет разные значения, но чаще всего связан с движением воздуха. Когда ветер осуществляет подобное лёгкое движение, мы говорим ПРОПУСК 2 ветра. ПРОПУСК 3 — это причастие, которое можно использовать, например, со словом шарик, если заполнили его воздухом. То же прилагательное можно использовать для описания сердитого, обиженного человека, а также высокомерного и напыщенного. Другое прилагательное ПРОПУСК 4, совсем не похожее внешне на ПРОПУСК 3, имеет схожее значение и обозначает человека, смотрящего на других пренебрежительно и свысока. Когда кто-то обижается, это можно описать возвратным глаголом ПРОПУСК 5.  Может показаться, что ПРОПУСК 6 так называется, потому что находится под определённой частью тела человека, но на самом деле ПРОПУСК 6 входит в то же этимологическое гнездо, что и все слова данного задания. Тот же этимологический корень имеют и ПРОПУСК 7 — выходное отверстие ствола огнестрельного оружия — и ПРОПУСК 8 — травянистое растение, соцветия и семена которого легко разносятся ветром.

5. X говорит Y-у
Как вам известно, значение слова можно узнать в толковом словаре. В конце 20 века вышел очень необычный толковый словарь, который не просто описывает значение слов, но и указывает на его морфологические, синтаксические и семантические свойства. Этот словарь называется толково-комбинаторным, а его редакторами являются И. А. Мельчук и А.К. Жолковский.
1. Перед вами определение некоторого слова, взятое из толково-комбинаторного словаря:
«Х пытается получить научную информацию о ситуации Z(Y) посредством того, что Х, создавая контролируемые условия, производит действия Z с сущностью Y или каузирует то, что Y производит действия Z, и при этом наблюдает Y».
Догадайтесь, какое это слово и запишите ответ в начальной форме.

2. Толково-комбинаторный словарь указывает, какие языковые единицы могут вставать на месте переменных обозначенных буквами. Например, одно из значений глагола бороться следующее: ‘Х прилагает много усилий с целью ликвидировать ситуацию Y’. Толково-комбинаторный словарь указывает, что на месте Y могут стоять следующие языковые единицы: 1. с СУЩтв; 2. против СУЩрод. Выберите, какие языковые единицы могут стоять на месте Y при определённом вами в вопросе 1 глаголе.
о СУЩпр
над СУЩтв
как ПРЕДЛОЖЕНИЕ
на СУЩпр
под СУЩтв
с СУЩтв
из-за СУЩрод

3. Одна из особенностей толково-комбинаторного словаря состоит в том, что для большинства слов указываются их лексические корреляты, получаемые в результате применения различных функций. Например, функция MAGN приводит слова, которые, сочетаясь с лексемой, приведённой в словарной статье, усиливают её значение. Например, MAGN (брюнет) = жгучий; MAGN (дождь) = проливной. Заполните пропуск так, чтобы получилось устойчивое выражение (первая буква слова дана): MAGN (тишина) = г______

4. Для какого существительного функция MAGN даёт следующие результаты: «безумный, животный, панический, смертельный»

6.Синтаксические детективы
1. Даны два предложения из Национального корпуса русского языка. По некоторому признаку эти предложения можно отнести к двум разным группам.
Группа 1. Коль скоро именно из этого сословия мы вербуем солдат, оно заслуживает особого внимания со стороны правительства.
Группа 2. Коль скоро я его желаю видеть, это означает, что он мне нужен.
Даны ещё 6 предложений из Национального корпуса русского языка. Определите, к какой группе (1 или 2) относится, если известно, что к первой и второй группам относится одинаковое количество предложений.
А коль скоро мы живем в материальном мире, я пытаюсь достичь этого материальными средствами, вот и все.
Коль скоро вы ему совершенно чужой человек, то это немыслимо даже и на одну неделю.
Коль скоро иной функции зонтик не исполняет, я удивлялась, почему черный — ему бы лучше, заметнее быть красным, голубым или желтым.
Коль скоро женщина, которая объяснила мне все, отказывается от своих слов, то и я должен переменить образ мыслей.
Может быть, у него сейчас важная встреча, чрезвычайные переговоры, и коль скоро он никогда ни о каких своих делах не докладывал ей, с какой стати должен начать сейчас?
Ну, коль скоро так, то перед этим я склоняю голову.
Группа 2
Группа 1

2. Выберите верные утверждения про предложение «Коль скоро я его желаю видеть, это означает, что он мне нужен.» В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается.
Главная часть данного предложения является распространённой.
В данном предложении есть придаточное изъяснительное.
Одно из сказуемых данного предложения является составным именным.
В данном предложении три грамматические основы.
В данном предложении нет составных глагольных сказуемых.
Все глаголы в данном предложении непереходные.


Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Русскому языку для 10-11 класс Московская область 50 регион на 19, 20, 21 сентября 2025 г. Работу пишут на официальном сайте ВЗЛЕТ.