Тренировочная работа №2 по Русскому языку 9 класс
Задания варианта РЯ2490301
Текст для прослушивания
С юности меня привлекала загадка гениальности. Что это за фено́ мен? Откуда берутся такие люди, как им приходят в голову их открытия, идеи, волшебные звуки, стихи? Что это? Труд? Терпение? Настойчивость? От чего зависит, будет ли человек гением или нет? В одной книге я прочёл, что гений – не что иное, как дар энергии и терпения. Я много думал об этом. Например, пушкинский Сальери… Он точно был тем, кто обладает и достаточным количеством энергии, и терпением. Он анализировал, изучал, исследовал отдельные кусочки произведений гениев. Сальери трудился постоянно, непрерывно, беззаветно. И он достиг многого, он высоко поднялся, но ведь не поднялся до звёзд, не стал гением. Быть может, человеческие старания здесь бессильны? В гениальности есть нечто мистическое, недоступное логике. То, чего не достигнуть никаким трудом. От великих поэтов можно услышать признание в том, что порой им кто-то диктует, «божественный глагол» вдруг касается их души, это не только вдохновение, это ещё откровение, надо скорее записать звуки, слова, которые откуда-то приходят. Не поэт искал их, они нашли его и водят его рукой. Гений – явление исключительное. Гений творит интуитивно. Он просто знает, как и что именно должен делать. Талант, гений – это врождённая способность, и тут, к сожалению, ничего не поделаешь. (194 слова) (По Д. А. Гранину)
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Вавилон – древний город, который был расположен между реками Тигр и Евфрат. (2)В XVIII веке до нашей эры, в период правления царя Хаммурапи, Вавилон являлся крупнейшим политическим, культурным и хозяйственным центром. (3)Тогда создали первый известный науке свод законов – кодекс Хаммурапи. (4)В кодексе Хаммурапи были законы, касающиеся самых разных сфер жизни: царской службы, семьи и брака, денежных отношений. (5)Например, человек, который задолжал крупную сумму, мог оказаться в рабстве на три года, а затем снова стать свободным.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) город был расположен (предложение 1)
2) Вавилон являлся крупнейшим (предложение 2)
3) создали свод (предложение 3)
4) были законы (предложение 4) 5) который задолжал (предложение 5)
Правильный ответ: 45
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 осложнено уточняющим обособленным обстоятельством.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) Предложение 4 простое, распространённое.
5) Предложение 5 содержит 3 грамматические основы.
Правильный ответ: 124
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится(-ятся) запятая(-ые).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ваня, утиравший рукавом слёзы, торопливо рассказывал маме про все свои беды: про нерешаемую контрольную, которую дала сегодня Галина Яковлевна, про ссору с Володькой и про то, как тяжело было ему не разрыдаться прямо в классе от обиды.
2) В Красную книгу России занесены многие обитатели степей: и степной орёл, и журавль-красавка, и дрофа.
3) Эльвира Владимировна сегодня пребывала в мрачном расположении духа и думала лишь об одном: наступили холода, на улице начался гололёд, все будут опаздывать на первый урок и сидеть в классе, позёвывая время от времени.
4) Мама положила на стол яблоки и груши, и ребята быстро расхватали предложенные хозяйкой угощения.
5) Он определил по следам, где пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка, где проскакал хорёк, а где пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица.
Правильный ответ: 132
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1) автор рассказов о природе и животных. Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано (2) «Русский советский писатель (3) моряк (4) путешественник и этнограф». И хотя дальше стоит точка (5) список этот можно было бы продолжить (6) и учитель (7) и охотник… Книги Соколова-Микитова можно узнать благодаря особой манере письма (8) они написаны певучим и богатым (9) но в то же время очень простым языком.
Правильный ответ: 268
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЛЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) ЦИРКУЛЬ – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
3) ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ (рассказ) – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
4) ЛЕБЕДИНАЯ (песня) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.
5) ВЫШЛИТЕ (быстрее) – в форме повелительного наклонения 2-го лица множественного числа глагола пишется суффикс -И-.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. Уставш..(1)я после долгой дороги лош..(2)дь пошла, ..(3)ккуратно ступая, по узкой тр..(4)пинке среди осин и орешника. Я снов..(5) вспоминаю звуки, услыш..(6)нные тогда в лесу: трели соловья, щебеч..(7)щего в чаще, кукование кукушек, которые пряч..(8) тся в листве ст..(9)летних дубов, журчание ручья.
8. Раскройте скобки и запишите слово «исчезнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Шпиль здания (исчезнуть) в плотном тумане.
9. Замените словосочетание «вечерние посиделки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка
(1)Луиза вошла в класс бесшумно. (2)На уроках она была тише воды и ниже травы. (3)На мои вопросы ничего толком ответить не могла. (4)Вставала и, потупив взор, упорно молчала. (5)Я сидел в кабинете за баррикадами тетрадей и учебников и наконец-то заканчивал дела, до которых раньше руки не доходили. – (6)Луиза, здравствуй! (7)Чем обязан? – (8)На последнем уроке литературы вы мне «четыре» поставили… (9)Я так и не поняла, за что? – (10)У тебя был хороший ответ: дельный и умный. (11)Но до «пятёрки» ты не дотянула… (12)Луиза испуганно подняла на меня глаза. – (13)Какая «пятёрка»! (14)Что вы?! (15)Вы и «четвёрку»-то мне зря поставили. – (16)Это почему же?! – признаться, я не ожидал такого. – (17)Потому что я дура. (18)Я просто опешил. (19)Смотрел на Луизу, не зная, что говорить, и старался взять себя в руки. (20)Наконец я не выдержал: – (21)Может, всё-таки объяснишь, почему ты считаешь себя дурой? – (22)А чего объяснять? – тоскливо глядя на меня, продолжала гнуть своё Луиза. – (23)Я стихи не понимаю. (24)Вот спрашивают меня: «Что автор хотел сказать этим стихотворением?» (25)А я не знаю. (26)Понимаете: все знают, а я нет! – (27)Видишь ли, – попытался нащупать я твёрдую почву, – здесь не всё так просто… возьмём, например, такие строчки: Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине… (28)Если бы меня спросили, о чём это стихотворение, я тоже вряд ли бы чтото внятное ответил. (29)Откуда я знаю, что хотел этим сказать автор? – (30)Правда? – выдохнула Луиза. – (31)Но ведь этого не может быть! (32)Вы же учитель – вы должны всё это знать! – (33)Ну, я и понимаю, что Валерий Брюсов, поэт-символист, в свойственной ему манере пишет о процессе поэтического творчества. (34)Он, видимо, именно так себе процесс написания стихов и представляет. (35)При этом для него звучание поэтического слова порой важнее его смысла. (36)Об этом много написано. (37)И потом – откуда ты знаешь, понимают ли на самом деле стихи те, кто это утверждает! (38)Луиза положила на мой стол сборник стихотворений Александра Блока и раскрыла на странице с закладкой. – (39)Вот! (40)Прочтите, пожалуйста. (41)Я взял книгу и продекламировал: Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене. Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне… (42)Луиза внимательно смотрела на меня, словно пыталась прочитать ответ на моём лице: – Ну что, понимаете, что хотел сказать этим автор? – (43)Что-то, конечно, понимаю. (44)Тут опять, кстати, про стену. (45)Как и у Брюсова. (46)Далась им эта стена! (47)Видимо, в их представлении это некий экран, на котором поэты-символисты пишут свои тайные знаки, свои символы. (48)Но вот какие именно «тайные знаки» разгораются на «глухой, непробудной стене» – это, боюсь, однозначно истолковать невозможно. (49)Символ – это тебе не эмблема, которая понимается однозначно. (50)Вообще, это очень сложное для понимания стихотворение раннего Блока. (51)Я думаю, не только мне, но и любому, даже самому опытному литературоведу оно не до конца понятно. (52)На то он и символизм, чтобы каждый читатель вкладывал свой смысл в эти слова, по-своему понимал эти символы! (53)Луиза раскрыла другую страницу сборника, тоже заложенную закладкой: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! – (54)А вот это я понимаю. (55)И мне, Луиза, это стихотворение нравится! – (56)И я понимаю. (57)И мне нравится. (58)Девушка села рядом со мной. (59)Сидела тихо, как мышка. (60)Молчала. (61)Потом вдруг спросила: – А вы меня не обманываете? – (62)Это ты про что? – (63)Ну, про то, что про весну вы понимаете, а про стену – нет. – (64)А с какой стати мне тебя обманывать? – (65)Значит, я не дура? – (66)Значит, нет! (67)Я вообще советую тебе держаться в этой жизни увереннее и никогда не называть себя дурой. (68)Стихи – материя очень сложная для понимания. (69)Поэт и сам иногда до поры до времени не знает, куда заведёт его стихотворный размер или рифма. (70)Если кто-нибудь скажет тебе, что прекрасно понимает стихи поэтов-символистов, – знай: он лукавит. (71)Всем нам хочется казаться умнее, чем мы есть на самом деле. (72)Особенно учителям. (73)Нам глупыми быть как бы по должности не положено. (74)Луиза молча встала и вышла. (75)И бесшумно закрыла за собой дверь.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Луиза вошла в класс, специально хлопнув дверью.
2) Луиза пришла к учителю, чтобы попросить повысить оценку по литературе.
3) Луиза считала, что учитель по литературе обязательно должен точно знать, что хотел сказать автор в стихотворении.
4) Рассказчик признался, что ему тоже не до конца понятно стихотворение раннего Блока.
5) Рассказчик соврал Луизе, что не может однозначно понять смысл символа «стена» в стихотворении Блока, чтобы поднять ученице самооценку.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1) На мои вопросы ничего толком ответить не могла.
2) Луиза внимательно смотрела на меня, словно пыталась прочитать ответ
на моём лице: «Ну что, понимаете, что хотел сказать этим автор?»
3) Видимо, в их представлении это некий экран, на котором поэтысимволисты пишут свои тайные знаки, свои символы.
4) Сидела тихо, как мышка.
5) Всем нам хочется казаться умнее, чем мы есть на самом деле.
12. В предложениях 71–74 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я вообще советую тебе держаться в этой жизни увереннее и никогда не называть себя дурой». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Всегда ли можно точно понять, что хотел сказать автор?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант РЯ2490301 заданий, ответы Тренировочной работе СтатГрад №2 по Русскому языку 9 класс в формате реального экзамена ОГЭ, которая проводится 22 января 2025 года.