Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Поделиться:

Из опыта работы учителя математики

Автор:  Сорокина Елена Николаевна, заместитель директора по УВР  МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа»

Описание работы: Материал этой статьи будет полезен для учителей математики, для учащихся 5-9 классов.

Этот материал применяется на уроках для  разнообразия видов самостоятельных работ, для составления карточек-памяток работы с книгой, для проведения математических диктантов.

В своей работе я применяю приемы и методы, которые способствуют организации активной деятельности школьников при изучении предмета. Много работаю над вопросами систематизации: обобщение знаний и активизация деятельности школьников на уроке.

В свете требований реформы школы я внедряю в учебный процесс новые формы уроков: лекции, семинары, практические занятия, зачеты, консультации. Для работы учителя характерно стремление добиваться максимально возможного усвоения учащимся нового материала непосредственно на уроке, творческое применение наглядности.

Формирование мыслительной деятельности учеников при устном изложении побуждает их делать сравнение, сопоставлять факты, примеры и положения с тем материалом, который изучался раньше, учит делать краткие записи наиболее важных вопросов, фиксировать сообщения учителя в виде тезисов, планов.

Я пользую разнообразные виды самостоятельных работ, включая их в различные этапы урока. При изучении темы «Вписанные углы» можно проводить следующую самостоятельную, дифференцированную работу.

Учащимся предлагаются вопросы и задания: «Сформулируйте определение хорды, диаметра, центрального угла. По учебнику найдите определение центрального угла, вписанного угла. Измерьте этот угол и величину дуги, на которую он опирается. Сравните измерения. Докажите теорему. Рассмотрите случай, когда одна из сторон вписанного угла проходит через центр окружности.» Второй и третий случай в доказательстве теоремы они рассматривают дифференцированно, по группам. При закреплении изученного материала первая группа решает задачи самостоятельно, а вторая-под руководством учителя. Непременным условием для всех вариантных заданий является неуклонное повышение степени трудности, усиление самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Большое внимание я уделяю самостоятельной работе  с текстам учебника используя закладки, на которых ученики делают необходимые записи. Например, они перечисляют данные в тексте определения новых понятий, указывают, на что делались ссылки при доказательстве. Иногда я записываю вопросы на доске, а ученики самостоятельно ищут ответы в учебнике, проставляя на закладках номера вопросов и абзацев.

С 5-го класса составляем карточку-памятку работы с книгой:

1. Открой учебник и по оглавлению найдите нужный пункт.

2. При первом чтении выделяй главные мысли.

3. Не пропускай ни одного незнакомого слова.

4. Составь план прочитанного.

5. По данному плану попробуй составить рассказ.

6. Запиши в тетрадь тему, главные идеи и примеры их иллюстрирующие.

В 6-9 классах рекомендую учащимся составлять контрольные вопросы к тексту.

Широкое примение в моей работе получил такой вид работы, как математический диктант. Сложные вопросы повторяются дважды, некоторые математические выражения , трудные для запоминания, пишу на доске. Например: при изучении темы «Подобие треугольников» провожу следующий диктант:

I. Могут ли стороны двух подобных треугольников иметь длину:

а / I, 2 м: I,6 м: 2,4 м                                             3 м, 4 м, 6 м.

Б/ 4 см, 40 м, 40 м                                                4 см, 40 см, 40 см.

2. Какие из приведенных ниже предложения истинны, какие ложны:

а / два равнобедренных треугольника подобны, если они имеют по равному углу при основании.

Б /  два равнобедренных треугольника подобны, если они имеют по одному равному углу.

В / два подобных треугольника имеют по равной высоте.

Г / Сходственные стороны двух подобных треугольника равны  0,3 см и 0,6 см. Чему равен коэффициент подобия?

Одной из разновидностей математического диктанта является работа с перфокартами, «карточками-форточками».

Много времени уделяю работе с одаренными детьми.