Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России

Поделиться:

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Вводный урок

Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение», «интонация», «сказочный герой».

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.

Оборудование: выставка книг о буквах, об азбуке, магнитная азбука, текст речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Кто из вас придумал и нарисовал букву в сказочном домике? (Дети выходят к доске, показывают свои работы и рассказывают, что они изобразили.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Я с этой книгой в первый раз,

Пришел в свой первый светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Как вы понимаете значение слова «интонация»? (Манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Формулирование учебной задачи урока

— О какой книге идет речь? (Об азбуке.)

Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте название учебника.

— Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)

— На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.)

— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.)

— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. Как вы будете обращаться с их трудом, с учебной книгой?

(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)

— Откройте учебник на с. 2 и прочитайте фамилии авторов. А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, которые встретятся в этой книге.

(Дети рассматривают значки и читают пояснения к ним.)

— Откройте с. 4. Прочитайте первое обращение к вам авторов «Что мы уже знаем и умеем». (Дети читают обращение.)

— Определите для себя: что у вас получается хорошо, а над чем еще надо поработать. (Ответы детей.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Рассмотрите «Рабочую тетрадь». Назовите авторов. Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, в учебнике никаких пометок делать нельзя, а в тетради мы будем писать, отвечать на вопросы.

— Выполните задания на с. 3—4.

VI. Физкультминутка

— Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой.

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте пословицу.

Возьми книгу в руки — не будет скуки.

— Как вы понимаете ее смысл?

— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)

— Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первую часть.

— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?

— Вернитесь к с. 4. Прочитайте второе обращение авторов «Как научиться четко и правильно произносить все звуки».

(Дети читают и выполняют задания, данные в этой рубрике. Если дети не успеют выполнить все задания, можно дать их на дом.)

— Разгадайте шараду.

Начало деревом зовется,

Конец — читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Отгадайте загадки.

Поселились мудрецы

В застекленные дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне. (Книги.)

 

У стены — большой и важный —

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

 

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет… (поэт).

О. Емельянова

 

Он — всем книгам голова,

Знает, что бывает,

Жили-были буквы

Если к двум прибавить два.

И словарные слова

Он не забывает.

В нем найдешь ответ готовый

На свои вопросы:

Что там пишется в «корове»?

Что едят на завтрак совы?

Где летают осы?

Ты читал немало книг

И знаком, конечно, с ним. (Учебник.)

О. Дружкова

— С каким учебником вы познакомились на уроке?

— Как нужно обращаться с книгами?

— Как найти в книге нужное произведение?

VIII. Рефлексия

— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своем первом уроке литературного чтения.

— Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

— А кто понял, как пользоваться учебником?

— Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике?

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы научились сегодня?

Рекомендации для занятий дома

Нарисовать любимую букву в сказочной стране.