Внеклассная работа по английскому языку в начальной школе

Поделиться:

Внеклассная работа средствами английского языка (начальная ступень)

Автор: Ромашкина Елена Николаевна, учитель английского языка, МБОУ «Агеевская СОШ №3» п. Центральный Тульской области

Описание работы. Данный материал представляет собой статью — обмен информацией по проблеме внеклассной работы по английскому языку  как составной части учебно-воспитательной работы. Материал будет полезен учителям,  преподающим английский язык  в начальной школе (2-4 классы).

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации ребенка. Это составная часть учебно-воспитательной работы, цель которой – формирование развитой, гармоничной личности обучающихся.

Внеклассная работа способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение внеклассной работы в первую очередь направлено на удовлетворение интересов школьников, развитие способностей в различных сферах общения и деятельности. Кроме того, внеклассная работа – это эффективное средство сплочения детей в коллектив, создание мажорного тона в общении и учебе, развитие социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить или подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом.  [1]

Внеклассная работа по английскому языку также имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, и, как следствие, повышают мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

Внеклассную работу по английскому языку можно определить как систему неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, которые выходят за пределы учебных образовательных программ.

Такая работа строится на следующих принципах:

─ принцип связи с жизнью;

─ принцип коммуникативной активности учащихся;

─ принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками АЯ;

─ принцип учета возрастных особенностей  обучающихся;

─ принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

─ принцип межпредметных связей в подготовке и проведении мероприятий, что обогащает внеклассную работу по АЯ, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества ее проведения.

Нельзя не учитывать и следующие условия: добровольность участия, сочетание инициативы с направляющей ролью учителя, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы, эстетичность всех проводимых мероприятий, четкая организация, гласность, методы педагогического стимулирования.

Среди разнообразных форм внеклассной работы по АЯ можно выделить следующие:

*соревновательные (различные конкурсы, игры, олимпиады);

*информационные (стенгазеты, рисунки, устные журналы);

*культурно-массовые (вечер-праздник, конференция, концерт).

Начальный этап организации внеклассной работы (2-4 классы) строится таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении АЯ имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к предмету.

Поскольку учащиеся первой ступени обучения предпочитают игровую и соревновательную виды деятельности, наглядность и занимательность, предлагаю им различного рода конкурсы, путешествия. Так, на дне открытых дверей для родителей учащиеся 2 класса участвовали в путешествии по станциям на паровозике из Ромашково. Название мероприятия Let’s Travel Together  и названия станций Zoo Station, Vocabulary Station, Travelling Theatre Station, Grammar Station, Music Station, Fairy-tale Station, the ABC Station с подходящими по смыслу картинками проецировались на экран. Как видно из названий станций,  учащиеся называли и описывали животных, представляли членов семьи, показывали «Репку», составляли рассказы по схемам, пели «Step, step, step your feet», угадывали сказочных героев по мини-описанию, называли буквы алфавита в различном порядке.

Подобная форма работы не нова, но и родители, и учащиеся получили массу удовольствия, а мотивация и мажорное настроение – это важно!

Учащиеся 2 и 3 классов приняли участие в конкурсе “7 Wonders”. Третьеклассники уже отрабатывали данный материал на уроке окружающего мира. Теперь они рассказывали о 7 чудесах света, пользуясь презентацией, а второклассники, разделившись на две команды,  проходили 7 этапов конкурса на английском языке. Так, после сообщения о пирамиде Хеопса необходимо было назвать случайные цифры от 1 до 100, написанные вразброс в форме пирамиды. Колосс Родосский был соотнесен с названиями членов семьи как самом величественном для каждого ученика. Статуя Зевса Олимпийского предполагала описание одноклассника. Висячие сады Вавилона ассоциировались с названиями пройденных цветов и т.д.

Во время проведения недели АЯ мы устраиваем выставки рисунков,  путешествие в страну сказок, заочные экскурсии, отгадываем кроссворды, проводим интегрированные уроки и  День подвижных игр, беря за основу всем известные игры, но с английскими считалочками. Например, для игры A Cat and a Mouse учащиеся выбирают кошку  по следующей считалочке:

I am a mouse, you are a cat,

One, two, three, you catch me.

Кот занимает место в центре круга, образованного детьми. Дети, взявшись за руки, произносят слова рифмовки-считалки, на первую и третью строчки двигаются по направлению к центру круга, сужая его к коту, на вторую и четвертую – от центра. По окончании произнесения рифмовки дети-мыши разбегаются. «Кот» догоняет их. Возможен вариант только для кошки и мышки:  догонит — не догонит.  [2]

Для игры в «жмурки» предлагаю такую считалочку: “1, 2, 3, 4. Don’t fly! Go on the floor!” Разворачиваем водящего под эти слова и просим  найти предмет.

Многие учащиеся участвуют  в дистанционных конкурсах и олимпиадах, предназначенных для данной ступени обучения. Так, у нас есть участники и победители различных степеней в конкурсах “Grammarize Today”, “United World”, “Holiday Parade”. В ближайшее время будет объявлен набор для участия в дистанционной олимпиаде “Red Queen”. [3]

Какие бы мероприятия не проводились главное, чтобы дети сказали: «Внеклассная работа – это самый лучший урок!»

Ресурсы:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога). М.,2000.

2. Чанчикова Н.В. English For Kids. СПб,1999.