Урок письма, 1 класс. Алфавитный порядок слов. Конспект урока

Поделиться:

Конспект урока письма в 1 классе на тему «Алфавитный порядок слов»

Цели: формировать у учащихся умения располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарём; развивать речь, логическое мышление, внимание.

Формируемые УУД: добывать информацию из справочных книг; работать со словарём; классифицировать слова.

Пропедевтика: алфавитный порядок слов.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

— Посмотрите вокруг. Видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название, которые вам незнакомы?

Каждое дерево, каждый цветок, каждый предмет имеет своё название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка. Словарей тоже очень много: орфографический, толковый словарь, словарь синонимов…

(Учитель называет словари и показывает их детям, организует выставку словарей. Желательно подарить на этом уроке каждому ребёнку словарь.)

Если вам незнакомо слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.

— А умеете ли вы быстро искать слова в словарях?

II. Постановка целей и определение темы урока

— Отгадайте загадки.

1. На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

 

2. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

А как только встанут в ряд —

Сразу все заговорят. (Буквы.)

— Что такое алфавит?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

III. Чистописание

(Работа в тренажёре на с. 27.)

— А теперь напишем красиво каждую букву русского алфавита.

IV. Работа по теме урока

— Объясните смысл пословицы «Азбука — к мудрости ступенька».

— Предлагаю вам игру «Танины игрушки».

(На карточках записаны слова — названия игрушек. Необходимо поставить их в алфавитном порядке.)

Кукла, мяч, ведро, барабан, ёжик, обруч, юла, шары, заяц, лодка, медведь, автомобиль, пирамидка, тетрис, мышка, тигрёнок, кран, пазлы, козлик, собачка, енот.

— Какие буквы пропали из алфавита?

(Запись на доске.)

Ё Й У Е Н Ш Щ З Ъ Ф В А Р О Л Ж Э Я Ч М И Т Б Ю

— Надо записать буквы в алфавитном порядке, и тогда станет ясно, какие буквы нужно дописать.

— Запишите имена ваших близких родственников, расположив их в алфавитном порядке.

(Работа в парах.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Придумайте как можно больше слов, заменяя в каждом следующем слове первую букву.

чайка (зайка, сайка, майка, байка, пайка, лайка)

борт (торт, порт, сорт, корт)

роза (коза, лоза, поза, доза)

— Найдите в словаре значение слов «байка», «пайка». Каким словарём для этого мы воспользуемся? («Толковым словарём русского языка».)

— С чего начнём поиски слова в словаре?

— За какой буквой в словаре следует буква б? буква п?

— Прочитайте значения этих слов в словаре.

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Вспомните героев сказки «Репка». Сможете вы расставить их в алфавитном порядке?

Добавить комментарий