О важном 22 сентября 2025 1-2 класс «Мирный атом. День работника атомной промышленности»

О важном 22 сентября Поделиться:

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся

Занятие 4

Мирный атом. День работника атомной промышленности

Дата проведения: 22 сентября.

Цели занятия: формирование и развитие чувства гордости за достижения страны в области мирного использования атомной энергии,  уважения  к  ученым  и инженерам,  внесшим  вклад в развитие атомной отрасли; развитие интереса к изучению перспективных  направлений  науки  и  техники,  связанных с атомными   технологиями;   осознание   ответственности за безопасное  применение  атомной  энергии  и ее  роли в устойчивом развитии человечества.

Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.

Основные смыслы

  • Мирный атом играет ключевую роль в обеспечении человечества чистой энергией, развитии неядерных технологий и улучшении качества жизни миллионов людей.
  • Три ключевых слова определяют значение и масштаб атомной отрасли — «гордость», «вдохновение», «мечта». Гордость за великие достижения наших атомщиков, вдохновение от огромного спектра направлений атомной отрасли и мечта — о новых горизонтах, расширяющих границы возможного.
  • Крупнейшее научно-производственное объединение страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — госкорпорация «Росатом». Госкорпорация «Росатом» — технологический лидер

страны и мировой лидер в сфере атомной промышленности. Команду «Росатома» объединяет стремление быть на шаг впереди, ответственность за  результат,  эффективность,  единство,  уважение и безопасность.

  • Атомная отрасль меняет мир к лучшему, создает новые источники энергии, помогает бороться с неизлечимыми болезнями, изобретает сверхпрочные материалы, развивает Арктику и технологии будущего.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивное задание;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.

Основной      этап:      беседа,      просмотр      и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивного задания.

Заключительный этап: беседа, подведение итогов.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика — анонса с Евгением Егоровым.

Учитель перед началом занятия предлагает детям загадку: Этот ярко-желтый мяч

По небу помчался вскачь.

Лучами греет заодно, Будет ясно и тепло!

Учитель: Правильно, Солнце! Почему оно такое горячее и светлое? Потому что Солнце обладает огромным количеством энергии. Эта энергия долетает до нас в виде света и тепла, чтобы на Земле могли расти растения, и было тепло.

Знаете ли вы, что существуют очень-очень маленькие частицы – атомы? В мире их примерно 100 видов. Просто представьте, благодаря сочетанию разных атомов, образуется весь наш мир! Вода, воздух, парты, столы, стулья, техника, животные, птицы и даже мы с вами!

Но есть и такие химические элементы, в атомах которых содержится огромная энергия. Ее получают, когда ядра делятся, и это называется цепной ядерной реакцией. Такая энергия называется атомной. И сегодня она активно используется для помощи людям.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, что дома работает благодаря энергии? (возможные ответы: горит лампочка, работают электроприборы и т. д.)

Ответы обучающихся.

Основной этап

Учитель организует просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Фиксики. Мирный атом».

Вопросы для обсуждения:

  • Как называется    сооружение,    в котором   из   атомной энергии получают электричество?
  • Какие технологии   помогают   проверять    наши    вещи в вокзалах и аэропортах, магазинах и торговых центрах?

Ответы обучающихся.

Учитель: Атом как маленький Фиксик помогает людям. Он не только сильный, но и очень умный помощник (презентация к занятию, слайд 2)! Учёные научились направлять его особую

«супер-силу», как лучик, чтобы рассмотреть больные клетки в теле человека и помочь изобрести лекарства, сканировать самолеты и найти в них невидимые трещины, помочь растениям вырасти большими. Хоть он и невидимый, но очень важный друг людей!

Благодаря знаниям и открытиям ученых нашей страны, мы  достигли  высоких  результатов  в  использовании  атома в мирных целях. Давайте посмотрим интервью с Владиславом Александровичем Парфеновым, который во главе команды ученых разработал уникальную технологию для выращивания кровеносных сосудов прямо из собственных клеток человека!

Учитель  организует  просмотр  видеоролика-интервью с директором Научно-производственного центра медицинских изделий АО «НИИТФА» (Научный дивизион «Росатома»), кандидатом технических наук Владиславом Александровичем Парфеновым.

Учитель: Россия — страна, которая умеет использовать атомную энергию для добрых дел: атомные электростанции дают свет  и  тепло,  а  первая  в  мире  атомная  электростанция в Обнинске открыла эру мирного атома. Уникальные ледоколы, которые есть только у нашей страны, помогают развивать Арктику и осваивать Северный морской путь, плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), исследования в области космической ядерной энергетики — все это достижения специалистов атомной отрасли, которые улучшают жизнь человека (презентация к занятию, слайд 3).

Вопросы для обсуждения:

  • Как атомные ледоколы помогают развивать Арктику? Почему это важно?
  • Как вы думаете, зачем нужна плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС)? Для чего ее создали в отдаленном районе Дальнего Востока?

Ответы обучающихся.

Учитель: Ребята, крупнейшее научно-производственное объединение нашей страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — это госкорпорация «Росатом». Это и производства самых разных направлений, и научные центры, и атомный ледокольный флот. Сегодня российские атомщики трудятся не только над тем, чтобы обеспечить страну и мир чистой энергией. Они производят сверхлегкие и сверхпрочные материалы, создают лекарства от неизлечимых болезней, работают над созданием мощных квантовых компьютеров, обеспечивают ядерный щит России, совершенствуют атомные технологии для полетов к далеким планетам и развивают технологии будущего, о которых еще совсем недавно люди могли только мечтать. Давайте посмотрим, какими невероятными проектами сегодня занимается атомная отрасль России.

Учитель    организует    просмотр    видеоролика     «Росатом.

Гордость. Вдохновение. Мечта».

Вопросы для обсуждения:

  • Почему наша страна гордится первой атомной станцией, известной всему миру?
  • Почему атом   является   экологически   чистым и безопасным источником энергии? (возможные ответы: не  загрязняется,  окружая  среда,  не  вырубают  лес,

нет дыма)

  • Какие еще  технологии,  о  которых  говорится в видеоролике, вас впечатлили?

Ответы обучающихся.

Учитель: Атомная отрасль — это не только выработка электроэнергии. Атомные технологии, которые развивают российские ученые и инженеры, используются и применяются в разных сферах: в медицине для диагностики и лечения заболеваний, в сельском хозяйстве для защиты овощей и фруктов от вредных бактерий, в космической отрасли для создания космических двигателей будущего (презентация к занятию, слайд 4).

Вопросы для обсуждения:

  • Как атом помогает врачам лечить и находить болезни? (возможные ответы: создают специальные приборы, придумывают лекарства от рака).
  • Какую пользу приносит атомная отрасль в сельском хозяйстве?
  • Почему работа в атомной отрасли важна для всей страны?

Ответы обучающихся.

Учитель: Россия имеет большой опыт в создании ядерных энергетических установок для космических кораблей. Благодаря этому мы в будущем сможем исследовать далекие уголки космоса и узнавать много нового. Иными словами, атомные технологии открывают новые возможности для человечества.

Учитель организует выполнение интерактивного задания

«Мирный атом в нашей жизни».

Учитель: Учёные и молодые исследователи двух госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» активно работают над тем, чтобы научиться использовать ядерные технологии для дальних космических полетов. Сейчас в нашей стране идет работа над федеральным проектом «Космический атом». Его цель — создать постоянные источники энергии в космосе, развернуть энергетическую инфраструктуру на других планетах и сделать дальние космические полёты человека не мечтой, а реальностью.

Вопросы для обсуждения:

  • Как атомная энергия может помочь изучать космос? (возможные ответы: энергия атома помогает космическим кораблям долго находится в космосе; панель управления и приборы на космических аппаратах стабильно работают долгое время)
  • Что можно создать для помощи людям, используя атомную энергию?

Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель: Атомная отрасль помогает решать важные задачи и  строить  безопасное  будущее.  Благодаря  госкорпорации

«Росатом» и людям, которые в ней трудятся на благо страны,

Россия является мировым лидером в атомной промышленности и развитии неядерных технологий. Мы можем этим гордиться (презентация к занятию, слайд 5)!

Вопросы для обсуждения:

  • Какие достижения и какие профессии атомной отрасли показались вам самыми интересными? Почему?
  • Какие факты об атомной промышленности вас удивили больше всего?

Ответы обучающихся.

Учитель: Сегодня мы увидели, как огромная энергия маленького атома и атомные технологии помогают освещать и  согревать  наши  дома,  лечить  людей,  развивать  Арктику и осваивать Северный морской путь, и даже открывают дорогу к звёздам.

Большое количество людей трудятся каждый день, изучают мирный атом, его энергию, создают новые технологии и приборы для нас и нашего комфортного будущего. И возможно, через несколько лет, именно вы станете теми, кто изменит его. Ваш интерес к науке, желание учиться и исследовать новое позволят достичь новых вершин и ответственно отнестись к мощной энергии мирного атома.

Постразговор

Уважаемые коллеги!

Предлагаем  вам  и  ученикам  продолжить  знакомство с миром атомных технологий вместе с проектом «Атомный урок». Это не только огромная база знаний и готовых методических материалов, но еще и возможность побывать

на  Северном  полюсе  вместе  с  арктической  экспедицией

«Ледокол знаний», а также принять участие в других просветительских миссиях «Росатома»! Прямо сейчас в России проходит конкурс «Атомный урок», принять в нем участие может любой  педагог  –  будь  то  учитель  начальных  классов или преподаватель колледжа. Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте проекта, выбрать понравившийся вам тематический трек в разделе «Материалы занятий» https://atomlesson.ru/materials, провести одно или несколько внеурочных занятий и следовать дальнейшим инструкциям! Желаем удачи!

Подробнее на сайте проекта

Что посмотреть

Что почитать

  • «Нам мирный атом — верный друг!» к 80-летию атомной отрасли России

https://nsrus.ru/files/kidsbook/nam-mirnyj-atom-vernyj-

drug.pdf

Проектная    и    внеурочная    деятельность,    внеклассные мероприятия, участие в олимпиадах