СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 4
Мирный атом. День работника атомной промышленности
Дата проведения: 22 сентября.
Цели занятия: формирование и развитие чувства гордости за достижения страны в области мирного использования атомной энергии, уважения к ученым и инженерам, внесшим вклад в развитие атомной отрасли; развитие интереса к изучению перспективных направлений науки и техники, связанных с атомными технологиями; осознание ответственности за безопасное применение атомной энергии и ее роли в устойчивом развитии человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Основные смыслы
- Мирный атом играет ключевую роль в обеспечении человечества чистой энергией, развитии неядерных технологий и улучшении качества жизни миллионов людей.
- Три ключевых слова определяют значение и масштаб атомной отрасли — «гордость», «вдохновение», «мечта». Гордость за великие достижения наших атомщиков, вдохновение от огромного спектра направлений атомной отрасли и мечта — о новых горизонтах, расширяющих границы возможного.
- Крупнейшее научно-производственное объединение страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — госкорпорация «Росатом». Госкорпорация «Росатом» — технологический лидер
страны и мировой лидер в сфере атомной промышленности. Команду «Росатома» объединяет стремление быть на шаг впереди, ответственность за результат, эффективность, единство, уважение и безопасность.
- Атомная отрасль меняет мир к лучшему, создает новые источники энергии, помогает бороться с неизлечимыми болезнями, изобретает сверхпрочные материалы, развивает Арктику и технологии будущего.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивное задание;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа, подведение итогов.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика — анонса с Евгением Егоровым.
Учитель перед началом занятия предлагает детям загадку: Этот ярко-желтый мяч
По небу помчался вскачь.
Лучами греет заодно, Будет ясно и тепло!
Учитель: Правильно, Солнце! Почему оно такое горячее и светлое? Потому что Солнце обладает огромным количеством энергии. Эта энергия долетает до нас в виде света и тепла, чтобы на Земле могли расти растения, и было тепло.
Знаете ли вы, что существуют очень-очень маленькие частицы – атомы? В мире их примерно 100 видов. Просто представьте, благодаря сочетанию разных атомов, образуется весь наш мир! Вода, воздух, парты, столы, стулья, техника, животные, птицы и даже мы с вами!
Но есть и такие химические элементы, в атомах которых содержится огромная энергия. Ее получают, когда ядра делятся, и это называется цепной ядерной реакцией. Такая энергия называется атомной. И сегодня она активно используется для помощи людям.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, что дома работает благодаря энергии? (возможные ответы: горит лампочка, работают электроприборы и т. д.)
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель организует просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Фиксики. Мирный атом».
Вопросы для обсуждения:
- Как называется сооружение, в котором из атомной энергии получают электричество?
- Какие технологии помогают проверять наши вещи в вокзалах и аэропортах, магазинах и торговых центрах?
Ответы обучающихся.
Учитель: Атом как маленький Фиксик помогает людям. Он не только сильный, но и очень умный помощник (презентация к занятию, слайд 2)! Учёные научились направлять его особую
«супер-силу», как лучик, чтобы рассмотреть больные клетки в теле человека и помочь изобрести лекарства, сканировать самолеты и найти в них невидимые трещины, помочь растениям вырасти большими. Хоть он и невидимый, но очень важный друг людей!
Благодаря знаниям и открытиям ученых нашей страны, мы достигли высоких результатов в использовании атома в мирных целях. Давайте посмотрим интервью с Владиславом Александровичем Парфеновым, который во главе команды ученых разработал уникальную технологию для выращивания кровеносных сосудов прямо из собственных клеток человека!
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с директором Научно-производственного центра медицинских изделий АО «НИИТФА» (Научный дивизион «Росатома»), кандидатом технических наук Владиславом Александровичем Парфеновым.
Учитель: Россия — страна, которая умеет использовать атомную энергию для добрых дел: атомные электростанции дают свет и тепло, а первая в мире атомная электростанция в Обнинске открыла эру мирного атома. Уникальные ледоколы, которые есть только у нашей страны, помогают развивать Арктику и осваивать Северный морской путь, плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), исследования в области космической ядерной энергетики — все это достижения специалистов атомной отрасли, которые улучшают жизнь человека (презентация к занятию, слайд 3).
Вопросы для обсуждения:
- Как атомные ледоколы помогают развивать Арктику? Почему это важно?
- Как вы думаете, зачем нужна плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС)? Для чего ее создали в отдаленном районе Дальнего Востока?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, крупнейшее научно-производственное объединение нашей страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — это госкорпорация «Росатом». Это и производства самых разных направлений, и научные центры, и атомный ледокольный флот. Сегодня российские атомщики трудятся не только над тем, чтобы обеспечить страну и мир чистой энергией. Они производят сверхлегкие и сверхпрочные материалы, создают лекарства от неизлечимых болезней, работают над созданием мощных квантовых компьютеров, обеспечивают ядерный щит России, совершенствуют атомные технологии для полетов к далеким планетам и развивают технологии будущего, о которых еще совсем недавно люди могли только мечтать. Давайте посмотрим, какими невероятными проектами сегодня занимается атомная отрасль России.
Учитель организует просмотр видеоролика «Росатом.
Гордость. Вдохновение. Мечта».
Вопросы для обсуждения:
- Почему наша страна гордится первой атомной станцией, известной всему миру?
- Почему атом является экологически чистым и безопасным источником энергии? (возможные ответы: не загрязняется, окружая среда, не вырубают лес,
нет дыма)
- Какие еще технологии, о которых говорится в видеоролике, вас впечатлили?
Ответы обучающихся.
Учитель: Атомная отрасль — это не только выработка электроэнергии. Атомные технологии, которые развивают российские ученые и инженеры, используются и применяются в разных сферах: в медицине для диагностики и лечения заболеваний, в сельском хозяйстве для защиты овощей и фруктов от вредных бактерий, в космической отрасли для создания космических двигателей будущего (презентация к занятию, слайд 4).
Вопросы для обсуждения:
- Как атом помогает врачам лечить и находить болезни? (возможные ответы: создают специальные приборы, придумывают лекарства от рака).
- Какую пользу приносит атомная отрасль в сельском хозяйстве?
- Почему работа в атомной отрасли важна для всей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель: Россия имеет большой опыт в создании ядерных энергетических установок для космических кораблей. Благодаря этому мы в будущем сможем исследовать далекие уголки космоса и узнавать много нового. Иными словами, атомные технологии открывают новые возможности для человечества.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Мирный атом в нашей жизни».
Учитель: Учёные и молодые исследователи двух госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» активно работают над тем, чтобы научиться использовать ядерные технологии для дальних космических полетов. Сейчас в нашей стране идет работа над федеральным проектом «Космический атом». Его цель — создать постоянные источники энергии в космосе, развернуть энергетическую инфраструктуру на других планетах и сделать дальние космические полёты человека не мечтой, а реальностью.
Вопросы для обсуждения:
- Как атомная энергия может помочь изучать космос? (возможные ответы: энергия атома помогает космическим кораблям долго находится в космосе; панель управления и приборы на космических аппаратах стабильно работают долгое время)
- Что можно создать для помощи людям, используя атомную энергию?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Атомная отрасль помогает решать важные задачи и строить безопасное будущее. Благодаря госкорпорации
«Росатом» и людям, которые в ней трудятся на благо страны,
Россия является мировым лидером в атомной промышленности и развитии неядерных технологий. Мы можем этим гордиться (презентация к занятию, слайд 5)!
Вопросы для обсуждения:
- Какие достижения и какие профессии атомной отрасли показались вам самыми интересными? Почему?
- Какие факты об атомной промышленности вас удивили больше всего?
Ответы обучающихся.
Учитель: Сегодня мы увидели, как огромная энергия маленького атома и атомные технологии помогают освещать и согревать наши дома, лечить людей, развивать Арктику и осваивать Северный морской путь, и даже открывают дорогу к звёздам.
Большое количество людей трудятся каждый день, изучают мирный атом, его энергию, создают новые технологии и приборы для нас и нашего комфортного будущего. И возможно, через несколько лет, именно вы станете теми, кто изменит его. Ваш интерес к науке, желание учиться и исследовать новое позволят достичь новых вершин и ответственно отнестись к мощной энергии мирного атома.
Постразговор
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам и ученикам продолжить знакомство с миром атомных технологий вместе с проектом «Атомный урок». Это не только огромная база знаний и готовых методических материалов, но еще и возможность побывать
на Северном полюсе вместе с арктической экспедицией
«Ледокол знаний», а также принять участие в других просветительских миссиях «Росатома»! Прямо сейчас в России проходит конкурс «Атомный урок», принять в нем участие может любой педагог – будь то учитель начальных классов или преподаватель колледжа. Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте проекта, выбрать понравившийся вам тематический трек в разделе «Материалы занятий» https://atomlesson.ru/materials, провести одно или несколько внеурочных занятий и следовать дальнейшим инструкциям! Желаем удачи!
Подробнее — на сайте проекта
Что посмотреть
- Документальный фильм «Путь»: https://smotrim.ru/video/3021156
- Сериал «Атом»: https://smotrim.ru/brand/71022
- Телешоу «Классная тема»: Об энергии атома https://smotrim.ru/video/3006015
- Телешоу «Классная тема»: Мирный атом https://smotrim.ru/video/2875103
- Телешоу «Классная тема»: Просто о сложном https://smotrim.ru/video/2668082
- Атомотека – онлайн игры в атомной сфере: https://myatom.ru/%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%bc%d0% be%d1%82%d0%b5%d0%ba%d0%b0
Что почитать
- «Нам мирный атом — верный друг!» к 80-летию атомной отрасли России
https://nsrus.ru/files/kidsbook/nam-mirnyj-atom-vernyj-
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия, участие в олимпиадах
- Научно-просветительский проект «Атомариум»: https://atomarium.ru
- «Юниоры Росатома» https://rosatomtalents.team/junior
- Семейный фестиваль изобретателей «Каракураж»: https://karakurazh.ru
- Онлайн-лаборатории «Атом-лаб»: https://атом-лаб.рф
- Музей «АТОМ»: https://atom.museum