Рабочая программа по геометрии 10-11 класс 2025-2026 учебный год

Рабочая программа по геометрии 10-11 класс 2025-2026 учебный годПоделиться:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКОУ » ………. СОШ»

РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 6859212)

учебного предмета «Геометрия. Базовый уровень»

для обучающихся 10-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Геометрия» базового уровня для обучающихся 10 –11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Важность учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования обусловлена практической значимостью метапредметных и предметных результатов обучения геометрии в направлении личностного развития обучающихся, формирования функциональной математической грамотности, изучения других учебных дисциплин. Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе.

Геометрия является одним из базовых предметов на уровне среднего общего образования, так как обеспечивает возможность изучения как дисциплин естественно-научной направленности, так и гуманитарной.

Логическое мышление, формируемое при изучении обучающимися понятийных основ геометрии и построении цепочки логических утверждений в ходе решения геометрических задач, умение выдвигать и опровергать гипотезы непосредственно используются при решении задач естественно-научного цикла, в частности из курса физики.

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль во всех областях деятельности человека. Ориентация человека во времени и пространстве ― необходимое условие его социального бытия, форма отражения окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Оперирование пространственными образами объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности, является одним из профессионально важных качеств, поэтому актуальна задача формирования у обучающихся пространственного мышления как разновидности образного мышления ― существенного компонента в подготовке к практической деятельности по многим направлениям.

Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на базовом уровне обучения – общеобразовательное и общекультурное развитие обучающихся через обеспечение возможности приобретения и использования систематических геометрических знаний и действий, специфичных геометрии, возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием геометрии.

Программа по геометрии на базовом уровне предназначена для обучающихся средней школы, не испытывавших значительных затруднений на уровне основного общего образования. Таким образом, обучающиеся на базовом уровне должны освоить общие математические умения, связанные со спецификой геометрии и необходимые для жизни в современном обществе. Кроме этого, они имеют возможность изучить геометрию более глубоко, если в дальнейшем возникнет необходимость в геометрических знаниях в профессиональной деятельности.

Достижение цели освоения программы обеспечивается решением соответствующих задач. Приоритетными задачами освоения курса «Геометрии» на базовом уровне в 10―11 классах являются:

  • формирование представления о геометрии как части мировой культуры и осознание её взаимосвязи с окружающим миром;
  • формирование представления о многогранниках и телах вращения как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего мира;
  • формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранники и тела вращения;
  • овладение методами решения задач на построения на изображениях пространственных фигур;
  • формирование умения оперировать основными понятиями о многогранниках и телах вращения и их основными свойствами;
  • овладение алгоритмами решения основных типов задач; формирование умения проводить несложные доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач и задач с практическим содержанием;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления;
  • формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умение распознавать проявления геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке геометрии и создавать геометрические модели, применять освоенный геометрический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Отличительной особенностью программы является включение в курс стереометрии в начале его изучения задач, решаемых на уровне интуитивного познания, и определённым образом организованная работа над ними, что способствуют развитию логического и пространственного мышления, стимулирует протекание интуитивных процессов, мотивирует к дальнейшему изучению предмета.

Предпочтение отдаётся наглядно-конструктивному методу обучения, то есть теоретические знания имеют в своей основе чувственность предметно-практической деятельности. Развитие пространственных представлений у учащихся в курсе стереометрии проводится за счёт решения задач на создание пространственных образов и задач на оперирование пространственными образами. Создание образа проводится с опорой на наглядность, а оперирование образом – в условиях отвлечения от наглядности, мысленного изменения его исходного содержания.

Основные содержательные линии курса «Геометрии» в 10–11 классах: «Многогранники», «Прямые и плоскости в пространстве», «Тела вращения», «Векторы и координаты в пространстве». Формирование логических умений распределяется не только по содержательным линиям, но и по годам обучения на уровне среднего общего образования.

Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения рабочей программы, распределённым по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы овладение геометрическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, чтобы новые знания включались в общую систему геометрических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение геометрии отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе, всего за два года обучения — 102 учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 КЛАСС

Прямые и плоскости в пространстве

Основные понятия стереометрии. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них.

Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в пространстве; параллельность трёх прямых; параллельность прямой и плоскости. Углы с сонаправленными сторонами; угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей: параллельные плоскости; свойства параллельных плоскостей. Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед; построение сечений.

Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорема о прямой перпендикулярной плоскости. Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью; двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости, проекция фигуры на плоскость. Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей. Теорема о трёх перпендикулярах.

Многогранники

Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника. Призма: nугольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Правильные многогранники: понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб. Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Сечения призмы и пирамиды.

Симметрия в пространстве: симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Элементы симметрии в пирамидах, параллелепипедах, правильных многогранниках.

Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы. Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади усечённой пирамиды. Понятие об объёме. Объём пирамиды, призмы.

Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел.

11 КЛАСС

Тела вращения

Цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности, ось цилиндрической поверхности. Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось; площадь боковой и полной поверхности.

Коническая поверхность, образующие конической поверхности, ось и вершина конической поверхности. Конус: основание и вершина, образующая и ось; площадь боковой и полной поверхности. Усечённый конус: образующие и высота; основания и боковая поверхность.

Сфера и шар: центр, радиус, диаметр; площадь поверхности сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости; касательная плоскость к сфере; площадь сферы.

Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и конуса.

Комбинации тел вращения и многогранников. Многогранник, описанный около сферы; сфера, вписанная в многогранник, или тело вращения.

Понятие об объёме. Основные свойства объёмов тел. Теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. Объём цилиндра, конуса. Объём шара и площадь сферы.

Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел.

Сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения шара.

Векторы и координаты в пространстве

Вектор на плоскости и в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда. Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

Гражданское воспитание:

сформированностью гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.

Патриотическое воспитание:

сформированностью российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики.

Духовно-нравственного воспитания:

осознанием духовных ценностей российского народа; сформированностью нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; осознанием личного вклада в построение устойчивого будущего.

Эстетическое воспитание:

эстетическим отношением к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений; восприимчивостью к математическим аспектам различных видов искусства.

Физическое воспитание:

сформированностью умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); физического совершенствования, при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

Трудовое воспитание:

готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия; интересом к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умением совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовностью и способностью к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; готовностью к активному участию в решении практических задач математической направленности.

Экологическое воспитание:

сформированностью экологической культуры, пониманием влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознанием глобального характера экологических проблем; ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Ценности научного познания:

сформированностью мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; готовностью осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные суждения и выводы;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи;
  • выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически;
  • оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.

2) Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

  • составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 КЛАСС

Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость.

Применять аксиомы стереометрии и следствия из них при решении геометрических задач.

Оперировать понятиями: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.

Классифицировать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

Оперировать понятиями: двугранный угол, грани двугранного угла, ребро двугранного угла; линейный угол двугранного угла; градусная мера двугранного угла.

Оперировать понятиями: многогранник, выпуклый и невыпуклый многогранник, элементы многогранника, правильный многогранник.

Распознавать основные виды многогранников (пирамида; призма, прямоугольный параллелепипед, куб).

Классифицировать многогранники, выбирая основания для классификации (выпуклые и невыпуклые многогранники; правильные многогранники; прямые и наклонные призмы, параллелепипеды).

Оперировать понятиями: секущая плоскость, сечение многогранников.

Объяснять принципы построения сечений, используя метод следов.

Строить сечения многогранников методом следов, выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу.

Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление расстояний между двумя точками, от точки до прямой, от точки до плоскости, между скрещивающимися прямыми.

Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление углов между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями, двугранных углов.

Вычислять объёмы и площади поверхностей многогранников (призма, пирамида) с применением формул; вычислять соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных многогранников.

Оперировать понятиями: симметрия в пространстве; центр, ось и плоскость симметрии; центр, ось и плоскость симметрии фигуры.

Извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках.

Применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме.

Применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач.

Приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов геометрии в искусстве.

Применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

11 КЛАСС

Оперировать понятиями: цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности; цилиндр; коническая поверхность, образующие конической поверхности, конус; сферическая поверхность.

Распознавать тела вращения (цилиндр, конус, сфера и шар).

Объяснять способы получения тел вращения.

Классифицировать взаимное расположение сферы и плоскости.

Оперировать понятиями: шаровой сегмент, основание сегмента, высота сегмента; шаровой слой, основание шарового слоя, высота шарового слоя; шаровой сектор.

Вычислять объёмы и площади поверхностей тел вращения, геометрических тел с применением формул.

Оперировать понятиями: многогранник, вписанный в сферу и описанный около сферы; сфера, вписанная в многогранник или тело вращения.

Вычислять соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел.

Изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертёжных инструментов.

Выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; строить сечения тел вращения.

Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках.

Оперировать понятием вектор в пространстве.

Выполнять действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число, объяснять, какими свойствами они обладают.

Применять правило параллелепипеда.

Оперировать понятиями: декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные и компланарные векторы.

Находить сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам.

Задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат.

Применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме.

Решать простейшие геометрические задачи на применение векторно-координатного метода.

Решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные методы при решении стандартных математических задач.

Применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач.

Приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов геометрии в искусстве.

Применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 10 КЛАСС

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часовЭлектронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Введение в стереометрию 10Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
2Прямые и плоскости в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей 12 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
3Перпендикулярность прямых и плоскостей 12Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
4Углы между прямыми и плоскостями 10 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
5Многогранники 11 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
6Объёмы многогранников 9 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
7Повторение: сечения, расстояния и углы 4 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 5 0

 11 КЛАСС

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часовЭлектронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Тела вращения 12Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
2Объёмы тел 5 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
3Векторы и координаты в пространстве 10 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
4Повторение, обобщение, систематизация знаний 7 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 10 КЛАСС

№ п/п Тема урока Количество часовДата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство. Правила изображения на рисунках: изображения плоскостей, параллельных прямых (отрезков), середины отрезка 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/aecc77cd
2Понятия: пересекающиеся плоскости, пересекающиеся прямая и плоскость 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d8a9c99
3Понятия: пересекающиеся плоскости, пересекающиеся прямая и плоскость 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/db685e73
4Знакомство с многогранниками, изображение многогранников на рисунках, на проекционных чертежах 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a63959ed
5Начальные сведения о кубе и пирамиде, их развёртки и модели. Сечения многогранников 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b30dff38
6Начальные сведения о кубе и пирамиде, их развёртки и модели. Сечения многогранников 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3d8ffd32
7Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0cc5c4fe
8Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/239c8cb4
9Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/65c6b106
10Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/258fc245
11Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1a2520f6
12Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в пространстве; параллельность трёх прямых 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/93ad36b3
13Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: Параллельность прямой и плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ee1d19b9
14Углы с сонаправленными сторонами 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9f4071b9
15Угол между прямыми в пространстве 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fe733862
16Угол между прямыми в пространстве 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2935a9a0
17Параллельность плоскостей: параллельные плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2e18f255
18Свойства параллельных плоскостей 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e504d656
19Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4a28dc02
20Построение сечений 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1d434d0f
21Построение сечений 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ec26fe5d
22Контрольная работа по теме «Прямые и плоскости в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей» 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9a0a9e56
23Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b19f6a5d
24Прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0ac11c95
25Прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ba545966
26Признак перпендикулярности прямой и плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f85bfc46
27Признак перпендикулярности прямой и плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/79165d15
28Теорема о прямой перпендикулярной плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/635c5087
29Теорема о прямой перпендикулярной плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bd3745f8
30Теорема о прямой перпендикулярной плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7d18834b
31Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/33c477d3
32Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/66fefadd
33Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a5b7b8e3
34Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dbee22bc
35Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6b61b2b4
36Двугранный угол, линейный угол двугранного угла 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fa0b3ce
37Двугранный угол, линейный угол двугранного угла 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c7c777ed
38Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ec3e2da3
39Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ed9e2a8e
40Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ba75dc57
41Теорема о трёх перпендикулярах 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e4972cdc
42Теорема о трёх перпендикулярах 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/52188a7d
43Теорема о трёх перпендикулярах 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9f246736
44Контрольная работа по темам «Перпендикулярность прямых и плоскостей» и «Углы между прямыми и плоскостями» 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5b971ef3
45Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d24e873
46Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b4ad63ad
47Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a7be683
48Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fb1cd0a5
49Правильные многогранники: понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/074c8865
50Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a0fdd5bf
51Симметрия в пространстве: симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Элементы симметрии в пирамидах, параллелепипедах, правильных многогранниках 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b9e777d9
52Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6cdbecef
53Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/37d84157
54Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади боковой поверхности усечённой пирамиды 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5603e30b
55Контрольная работа по теме «Многогранники» 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a95f5c04
56Понятие об объёме 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7ad0020b
57Объём пирамиды 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/235171b3
58Объём пирамиды 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f47dfefd
59Объём пирамиды 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/79c10312
60Объём пирамиды 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2faadc3f
61Объём призмы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/79853608
62Объём призмы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1e053890
63Объём призмы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/482d3f51
64Контрольная работа по теме «Объёмы многогранников» 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/28a6573c
65Повторение, обобщение систематизация знаний. Построение сечений в многограннике 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/098bedad
66Повторение, обобщение систематизация знаний. Вычисление расстояний: между двумя точками, от точки до прямой, от точки до плоскости, между скрещивающимися прямыми 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f7792ba9
67Итоговая контрольная работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b9146bc0
68Повторение, обобщение систематизация знаний. Вычисление углов: между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, двугранных углов, углов между плоскостями 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/56765e8b
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 5 0

 11 КЛАСС

№ п/п Тема урока Количество часовДата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Сфера и шар: центр, радиус, диаметр; площадь поверхности сферы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0341bc2b
2Взаимное расположение сферы и плоскости; касательная плоскость к сфере; площадь сферы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bed12a43
3Изображение сферы, шара на плоскости. Сечения шара 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bc15f7f2
4Цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности, ось цилиндрической поверхности 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6054b8c1
5Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось; площадь боковой и полной поверхности 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/188f6216
6Изображение цилиндра на плоскости. Развёртка цилиндра. Сечения цилиндра (плоскостью, параллельной или перпендикулярной оси цилиндра) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/016e25eb
7Коническая поверхность, образующие конической поверхности, ось и вершина конической поверхности 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c94ba09b
8Конус: основание и вершина, образующая и ось; площадь боковой и полной поверхности 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/897dd3b2
9Усечённый конус: образующие и высота; основания и боковая поверхность 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1468bab3
10Изображение конуса на плоскости. Развёртка конуса. Сечения конуса (плоскостью, параллельной основанию, и плоскостью, проходящей через вершину) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0bde1be8
11Комбинация тел вращения и многогранников 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3cef10e5
12Многогранник, описанный около сферы; сфера, вписанная в многогранник или в тело вращения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0b136158
13Понятие об объёме. Основные свойства объёмов тел 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/26a03fb7
14Объём цилиндра, конуса 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5513d87b
15Объём шара и площадь сферы 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d189bde2
16Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/810cf1eb
17Контрольная работа по темам «Тела вращения» и «Объемы тел» 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4a33a8ab
18Вектор на плоскости и в пространстве 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5caefc1b
19Сложение и вычитание векторов 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/23f4f089
20Умножение вектора на число 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dee379eb
21Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a28fd74e
22Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5a827900
23Координатно-векторный метод при решении геометрических задач 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d3a1fe30
24Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/48db7058
25Угол между векторами. Скалярное произведение векторов 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/725effc4
26Вычисление углов между прямыми и плоскостями 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8efbe78e
27Контрольная работа по теме «Векторы и координаты в пространстве» 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/77c22fc5
28Повторение, обобщение и систематизация знаний. Основные фигуры, факты, теоремы курса планиметрии 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1780ba5d
29Повторение, обобщение и систематизация знаний. Основные фигуры, факты, теоремы курса планиметрии 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/078cd184
30Повторение, обобщение и систематизация знаний. Задачи планиметрии и методы их решения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7491efe0
31Повторение, обобщение и систематизация знаний. Задачи планиметрии и методы их решения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4dffda97
32Повторение, обобщение и систематизация знаний. Основные фигуры, факты, теоремы курса стереометрии 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/74b2ad91
33Итоговая контрольная работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ec24dfc2
34Повторение, обобщение и систематизация знаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f465d10e
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

10 КЛАСС

 Код проверяемого результата  Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
7Геометрия
7.1Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость
7.2Применять аксиомы стереометрии и следствия из них при решении геометрических задач
7.3Оперировать понятиями: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей
7.4Классифицировать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве
7.5Оперировать понятиями: двугранный угол, грани двугранного угла, ребро двугранного угла, линейный угол двугранного угла, градусная мера двугранного угла
7.6Оперировать понятиями: многогранник, выпуклый и невыпуклый многогранник, элементы многогранника, правильный многогранник
7.7Распознавать основные виды многогранников (пирамида, призма, прямоугольный параллелепипед, куб)
7.8Классифицировать многогранники, выбирая основания для классификации (выпуклые и невыпуклые многогранники, правильные многогранники, прямые и наклонные призмы, параллелепипеды)
7.9Оперировать понятиями: секущая плоскость, сечение многогранников
7.10Объяснять принципы построения сечений многогранников, используя метод следов
7.11Строить сечения многогранников методом следов, выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу
7.12Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление расстояний между двумя точками, от точки до прямой, от точки до плоскости, между скрещивающимися прямыми
7.13Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление углов между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями, двугранных углов
7.14Вычислять объёмы и площади поверхностей многогранников (призма, пирамида) с применением формул, вычислять соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных многогранников
7.15Оперировать понятиями: симметрия в пространстве, центр, ось и плоскость симметрии, центр, ось и плоскость симметрии фигуры
7.16Извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках
7.17Применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме
7.18Применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач
7.19Приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов геометрии в искусстве
7.20Применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

11 КЛАСС

 Код проверяемого результата  Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
6Геометрия
6.1Оперировать понятиями: цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности, цилиндр, коническая поверхность, образующие конической поверхности, конус, сферическая поверхность
6.2Распознавать тела вращения (цилиндр, конус, сфера и шар)
6.3Объяснять способы получения тел вращения
6.4Классифицировать взаимное расположение сферы и плоскости
6.5Оперировать понятиями: шаровой сегмент, основание сегмента, высота сегмента, шаровой слой, основание шарового слоя, высота шарового слоя, шаровой сектор
6.6Вычислять объёмы и площади поверхностей тел вращения, геометрических тел с применением формул
6.7Оперировать понятиями: многогранник, вписанный в сферу и описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник или тело вращения
6.8Вычислять соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел
6.9Изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертёжных инструментов
6.10Выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; строить сечения тел вращения
6.11Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках
6.12Применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме
6.13Оперировать понятием: вектор в пространстве
6.14Выполнять действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число, объяснять, какими свойствами они обладают
6.15Применять правило параллелепипеда при сложении векторов
6.16Оперировать понятиями: декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные и компланарные векторы
6.17Находить сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам
6.18Задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат
6.19Решать простейшие геометрические задачи на применение векторно-координатного метода
6.20Решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные методы при решении стандартных математических задач
6.21Применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач
6.22Приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов геометрии в искусстве
6.23Применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

10 КЛАСС

 Код  Проверяемый элемент содержания
7Геометрия
7.1Основные понятия стереометрии. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них
7.2Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в пространстве, параллельность трёх прямых, параллельность прямой и плоскости. Углы с сонаправленными сторонами, угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей: параллельные плоскости, свойства параллельных плоскостей. Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед, построение сечений
7.3Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорема о прямой перпендикулярной плоскости. Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью, двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости, проекция фигуры на плоскость. Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей. Теорема о трёх перпендикулярах
7.4Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники, развёртка многогранника. Призма: n-угольная призма, грани и основания призмы, прямая и наклонная призмы, боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды, боковая и полная поверхность пирамиды, правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Правильные многогранники: понятие правильного многогранника, правильная призма и правильная пирамида, правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр, куб. Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдругие Сечения призмы и пирамиды
7.5Симметрия в пространстве: симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Элементы симметрии в пирамидах, параллелепипедах, правильных многогранниках
7.6Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы. Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади усечённой пирамиды. Понятие об объёме. Объём пирамиды, призмы
7.7Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел

11 КЛАСС

 Код  Проверяемый элемент содержания
6Геометрия
6.1Цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности, ось цилиндрической поверхности. Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности
6.2Коническая поверхность, образующие конической поверхности, ось и вершина конической поверхности. Конус: основание и вершина, образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности. Усечённый конус: образующие и высота, основания и боковая поверхность
6.3Сфера и шар: центр, радиус, диаметр, площадь поверхности сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере, площадь сферы
6.4Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и конуса
6.5Комбинации тел вращения и многогранников. Многогранник, описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник, или тело вращения
6.6Понятие об объёме. Основные свойства объёмов тел. Теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. Объём цилиндра, конуса. Объём шара и площадь сферы
6.7Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел
6.8Сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения шара
6.9Вектор на плоскости и в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда. Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами
6.10Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Код проверяемого требования  Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования
1Владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать и оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; применять их; умение формулировать обратное и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений; умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений и при решении задач, в том числе из других учебных предметов; умение оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл, граф на плоскости; умение задавать и описывать графы различными способами; использовать графы при решении задач
2Умение оперировать понятиями: натуральное число, целое число, степень с целым показателем, корень натуральной степени, степень с рациональным показателем, степень с действительным показателем, логарифм числа, синус, косинус и тангенс произвольного числа, остаток по модулю, рациональное число, иррациональное число, множества натуральных, целых, рациональных, действительных чисел; умение использовать признаки делимости, наименьший общий делитель и наименьшее общее кратное, алгоритм Евклида при решении задач; знакомство с различными позиционными системами счисления; умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений со степенями и логарифмами, преобразования дробно-рациональных выражений; умение оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия, бесконечно убывающая геометрическая прогрессия; умение задавать последовательности, в том числе с помощью рекуррентных формул; умение оперировать понятиями: комплексное число, сопряжённые комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа, форма записи комплексных чисел (геометрическая, тригонометрическая и алгебраическая); уметь производить арифметические действия с комплексными числами; приводить примеры использования комплексных чисел; оперировать понятиями: матрица 2×2 и 3×3, определитель матрицы, геометрический смысл определителя
3Умение оперировать понятиями: рациональные, иррациональные, показательные, степенные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства, их системы; умение оперировать понятиями: тождество, тождественное преобразование, уравнение, неравенство, система уравнений и неравенств, равносильность уравнений, неравенств и систем; умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных приёмов; решать уравнения, неравенства и системы с параметром; применять уравнения, неравенства, их системы для решения математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни
4Умение оперировать понятиями: функция, чётность функции, периодичность функции, ограниченность функции, монотонность функции, экстремум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке, непрерывная функция, асимптоты графика функции, первая и вторая производная функции, геометрический и физический смысл производной, первообразная, определённый интеграл; умение находить асимптоты графика функции; умение вычислять производные суммы, произведения, частного и композиции функций, находить уравнение касательной к графику функции; умение находить производные элементарных функций; умение использовать производную для исследования функций, находить наибольшие и наименьшие значения функций; строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа; применять производную для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических и физических задачах; находить площади и объёмы фигу с помощью интеграла; приводить примеры математического моделирования с помощью дифференциальных уравнений
5Умение оперировать понятиями: график функции, обратная функция, композиция функций, линейная функция, квадратичная функция, рациональная функция, степенная функция, тригонометрические функции, обратные тригонометрические функции, показательная и логарифмическая функции; умение строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков функций, использовать графики для изучения процессов и зависимостей, при решении задач из других учебных предметов и задач из реальной жизни; выражать формулами зависимости между величинами; использовать свойства и графики функций для решения уравнений, неравенств и задач с параметрами; изображать на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств и их систем
6Умение решать текстовые задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, на движение, работу, стоимость товаров и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами); составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность результатов; умение моделировать реальные ситуации на языке математики; составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат
7Умение оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числового набора; умение извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств; графически исследовать совместные наблюдения с помощью диаграмм рассеивания и линейной регрессии
8Умение оперировать понятиями: случайный опыт и случайное событие, вероятность случайного события; умение вычислять вероятность с использованием графических методов; применять формулы сложения и умножения вероятностей, формулу полной вероятности, формулу Бернулли, комбинаторные факты и формулы; оценивать вероятности реальных событий; умение оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение случайной величины, функции распределения и плотности равномерного, показательного и нормального распределений; умение использовать свойства изученных распределений для решения задач; знакомство с понятиями: закон больших чисел, методы выборочных исследований; умение приводить примеры проявления закона больших чисел в природных и общественных явлениях; умение оперировать понятиями: сочетание, перестановка, число сочетаний, число перестановок; бином Ньютона; умение применять комбинаторные факты и рассуждения для решения задач; оценивать вероятности реальных событий; составлять вероятностную модель и интерпретировать полученный результат
9Умение оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость, пространство, отрезок, луч, величина угла, плоский угол, двугранный угол, трёхгранный угол, скрещивающиеся прямые, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, расстояние от точки до плоскости, расстояние между прямыми, расстояние между плоскостями; умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы планиметрии; умение оценивать размеры объектов окружающего мира; строить математические модели с помощью геометрических понятий и величин, решать связанные с ними практические задачи
10Умение оперировать понятиями: площадь фигуры, объём фигуры, многогранник, правильный многогранник, сечение многогранника, куб, параллелепипед, призма, пирамида, фигура и поверхность вращения, цилиндр, конус, шар, сфера, площадь сферы, площадь поверхности пирамиды, призмы, конуса, цилиндра, объём куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара, развёртка поверхности, сечения конуса и цилиндра, параллельные оси или основанию, сечение шара, плоскость, касающаяся сферы, цилиндра, конуса; умение строить сечение многогранника, изображать многогранники, фигуры и поверхности вращения, их сечения, в том числе с помощью электронных средств; умение применять свойства геометрических фигур, самостоятельно формулировать определения изучаемых фигур, выдвигать гипотезы о свойствах и признаках геометрических фигур, обосновывать или опровергать их; умение проводить классификацию фигур по различным признакам, выполнять необходимые дополнительные построения
11Умение оперировать понятиями: движение в пространстве, параллельный перенос, симметрия на плоскости и в пространстве, поворот, преобразование подобия, подобные фигуры; умение распознавать равные и подобные фигуры, в том числе в природе, искусстве, архитектуре; использовать геометрические отношения при решении задач; находить геометрические величины (длина, угол, площадь, объём) при решении задач из других учебных предметов и из реальной жизни; умение вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь, объём, площадь поверхности), используя изученные формулы и методы, в том числе: площадь поверхности пирамиды, призмы, конуса, цилиндра, площадь сферы; объём куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара; умение находить отношение объёмов подобных фигур
12Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат, вектор, координаты точки, координаты вектора, сумма векторов, произведение вектора на число, разложение вектора по базису, скалярное произведение, векторное произведение, угол между векторами; умение использовать векторный и координатный метод для решения геометрических задач и задач других учебных предметов
13Умение выбирать подходящий метод для решения задачи; понимание значимости математики в изучении природных и общественных процессов и явлений; умение распознавать проявление законов математики в искусстве, умение приводить примеры математических открытий российской и мировой математической науки

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

 Код  Проверяемый элемент содержания
1Числа и вычисления
1.1Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел
1.2Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби
1.3Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими корнями натуральной степени
1.4Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем. Свойства степени
1.5Синус, косинус и тангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числового аргумента
1.6Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы
1.7Действительные числа. Арифметические операции с действительными числами. Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений
1.8Преобразование выражений
1.9Комплексные числа
2Уравнения и неравенства
2.1Целые и дробно-рациональные уравнения
2.2Иррациональные уравнения
2.3Тригонометрические уравнения
2.4Показательные и логарифмические уравнения
2.5Целые и дробно-рациональные неравенства
2.6Иррациональные неравенства
2.7Показательные и логарифмические неравенства
2.8Тригонометрические неравенства
2.9Системы и совокупности уравнений и неравенств
2.10Уравнения, неравенства и системы с параметрами
2.11Матрица системы линейных уравнений. Определитель матрицы
3Функции и графики
3.1Функция, способы задания функции. График функции. Взаимно обратные функции. Чётные и нечётные функции. Периодические функции
3.2Область определения и множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
3.3Степенная функция с натуральным и целым показателем. Её свойства и график. Свойства и график корня n-ой степени
3.4Тригонометрические функции, их свойства и графики
3.5Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики
3.6Точки разрыва. Асимптоты графиков функций. Свойства функций, непрерывных на отрезке
3.7Последовательности, способы задания последовательностей
3.8Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных процентов
4Начала математического анализа
4.1Производная функции. Производные элементарных функций
4.2Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
4.3Первообразная. Интеграл
5Множества и логика
5.1Множество, операции над множествами. Диаграммы Эйлера – Венна
5.2Логика
6Вероятность и статистика
6.1Описательная статистика
6.2Вероятность
6.3Комбинаторика
7Геометрия
7.1Фигуры на плоскости
7.2Прямые и плоскости в пространстве
7.3Многогранники
7.4Тела и поверхности вращения
7.5Координаты и векторы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ