ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10–11 классов по теме
«НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны.
Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.
Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Знание о жизни жителей блокадного Ленинграда, о судьбах людей, переживших трагические дни, позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагменты,
- интерактивное задание,
- презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим историческое путешествие длиной в 80 лет.
Демонстрация видеоролика с видами современного Санкт-Петербурга, затем «возвращение» к историческим документальным кадрам блокадного Ленинграда.
Учитель, на фоне видеоряда современного Санкт-Петербурга. Мы с вами в одном из красивейших городов мира, в архитектурной жемчужине нашей страны – Санкт-Петербурге.
Учитель, на фоне документальных кадров блокадного Ленинграда. А теперь мы на тех же улицах Санкт-Петербурга, но 80 лет назад, перед нами кадры самого страшного отрезка жизни города. Мы в блокадном Ленинграде.
Учитель. Почти год назад мы с вами проводили занятие «Разговоры о важном» по теме «Прорыв блокады Ленинграда».
Вспомните, что вас больше всего поразило? О чём вы думали, узнавая о жизни людей в блокадном Ленинграде?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, мы с вами узнали о попытке уничтожить огромный город вместе со всем его населением, масштабном геноциде жителей Ленинграда.
Тогда мы узнали действительно не только очень страшные факты о жизни в блокадном городе, но и прочувствовали поразительную волю и стойкость жителей Ленинграда.
Непокорённые… Так начинается название темы нашего разговора. О подвиге непокорённых ленинградцев говорим сегодня с главным героем занятия, почетным гражданином г. Санкт-Петербурга, жительницей блокадного Ленинграда, блокадным учителем Строгоновой Надеждой Васильевной.
Демонстрация видеообращения федерального спикера.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему Ленинград не мог быть сдан ни при каких условиях? Почему жители города даже не допускали такой мысли? Почему от их силы духа зависела не только победа нашей страны в Великой Отечественной войне, но и наше с вами настоящее?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная
Учитель. Для нас с вами события 80-летней давности – это история. Мы читаем о событиях Великой Отечественной войны в учебниках, видим переживания людей, которые передают актёры в художественных фильмах.
Но ничто не сравнится с живыми свидетельствами, которые дошли до нас сквозь годы, бесценными документами, в которых самые разные люди делились со своими друзьями и родными пережитым. Письма ленинградцев. И стихи, написанные поэтами внутри блокадного кольца.
Мы сможем их услышать и даже увидеть.
Методический комментарий: учитель перелистывает страницы интерактивного архива, последовательно демонстрируя обучающимся письма с 1941 года (начало блокады) по 1944 год (снятие блокады Ленинграда). В предшествующих и следующих за каждым письмом беседах обучающиеся открывают для себя черты характера, позволившие людям не только не покориться врагу, выжить в самые тяжёлые времена, но и отстроить, восстановить город и сделать его ещё красивее.
Выполнение интерактивного задания «Письма из Ленинграда».
Видеопредисловие
СТРАНИЦА 1. 1941 ГОД
Учитель. Над Ленинградом нависла смертельная опасность. В конце ноября были установлены самые низкие ежедневные нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерам — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — 125 г. Это было уже пятое по счету снижение нормы! В домах не было воды, света, отопления. Люди умирали дома в холодных квартирах, на работе, на улицах, в очередях за хлебом.
Учитель. Откроем первое письмо из блокадного города.
…Работать берут уже совсем маленьких. Были бы силы. Тех, кто младше 14-ти, впрочем, на завод или рыть окопы, конечно, не возьмут.
Но и они нужны: заняли место своих старших товарищей на крышах наших домов, помогают в штабе…
…Младшая сестра Вера. Ей 4 годика. Она всё время хочет есть. Но не просит, потому что понимает, что взять еды неоткуда.
Она сидит и стрижёт бумажки. Говорит: это карточки. И у неё все пальцы в мозолях. Когда мама отбирает у неё ножницы, она начинает рвать бумажки…
…Наш завод каждый день обстреливается. Но мы не боимся. Мы не идём в бомбоубежище. Сил нет.
Первое, что делаем, когда начинают бомбить, хватаем кусок хлеба и запихиваем в рот. Не дай бог, если тебя убьют, а он останется.
А потом ужас. Ты всё съел, а бомбёжка кончилась. Что теперь есть?…
Беседа по вопросам:
- Что вы почувствовали во время демонстрации видеоролика?
- Каков общий эмоциональный настрой писем?
- Что, по-вашему, чувствует старший брат, глядя на голодную младшую сестрёнку?
- Представьте, что чувствуют родители, которые не могут накормить голодных детей?
- Почему многие ленинградцы не спускались в бомбоубежища при сигнале воздушной тревоги (причиной была не только слабость, как об этом сказано в письме)?
Учитель. Из истории мы знаем, что несмотря на ежедневные обстрелы, бомбёжку, всё же жизнь в Ленинграде не останавливалась. Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою 7 Симфонию осенью 1941 года, её премьера состоялась в 1942 году. Тогда же, в 1942 году, состоялся и первый футбольный матч в осаждённом городе.
О каких личностных качествах жителей Ленинграда говорят эти факты?
Ответы обучающихся.
Учитель. Перевернём следующую страницу – 1942 год.
СТРАНИЦА 2. 1942 ГОД
Учитель. Одной из важнейших причин, по которой город выстоял и победил, было то, что для помощи осаждённому Ленинграду руководство Ставка Верховного главнокомандующего предпринимала огромные усилия.
В 1941—1942 гг. были предприняты четыре наступательные операции с целью прорыва блокады, закончившиеся, к сожалению, неудачно. Символом этих попыток стал «Невский пятачок» — небольшой плацдарм на левом берегу Невы шириной 500—800 м и длиной 2,5—3 км, с которого войска
Ленинградского фронта несколько раз пытались организовать наступление на восток и прорваться навстречу тем, кто старался пробить коридор извне.
Связь с остальной частью страны, понимание, что их не оставят один на один с врагом – были важнейшей психологической поддержкой, помогавшей жителям Ленинграда не сдаваться ни при каких условиях.
Откроем письмо из блокадного города.
1942 г., Кирилл Козлов1
Родные, милые и дорогие Аличка и Ликочка, стал я чаще получать от вас письма, через день, через два… Последнее письмо от вас я получил сегодня от 18 июля.
Ты просишь написать о Ленинграде. Пожалуйста. Это всё такой же милый и хороший город. Правда есть некоторые дома, изранены осколками снарядов и авиабомбами, есть и повреждённые дома. Как, например, Мариинский театр, Эрмитаж, некоторые жилые дома. Недалеко от нашего дома упала бомба…
В общем же город хорошо сохранился. Больше всего страдают стёкла. За эти некоторые увечья домов нам, ленинградцам, город ещё дороже. Немцы поплатились под стенами нашего города несколькими сотнями тысяч убитыми и ранеными. Но этого мало, они ещё, ещё больше потеряют своих сволочей, чем дольше будут пытаться прорваться в наш город.
Больно, Аличка, смотреть на изуродованный дом, но эта боль заставляет ещё крепче сжимать кулаки, ещё больше хочется работать.
Нам, строителям, больнее смотреть на разрушенные дома, чем ленинградцам механикам или врачам, дома – это наши дети. Поэтому каждый строитель не может простить фашистским варварам этого зла.
Ленинград такой же чистый, как и раньше. Правда, стало меньше магазинов, меньше стало народу…
Все ленинградцы имеют свои огороды, все удобные для огородов земли заняты. Даже все скверы, скверики, городские сады, все под посевами овощами. Так что эта зима обеспечена полностью овощами. Хуже дело с картошкой. У нас не было семян…
С Ликочкой я совершенно согласен, «что фашистским гадам не видать ни Москвы, ни Ленинграда». Мы – ленинградцы лучше все умрём на защите своего города, чем останемся жить вместе с фашистским отребьем…
1 «Письма из Ленинграда» — совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Беседа по вопросам (при обсуждении важно обратить внимание обучающихся на подчёркнутые фразы):
- Каков настрой автора письма?
- Какие слова употребляет автор письма по отношению к зданиям города?
- Как он относится к городу, каким автор видит Ленинград?
- В чём проявляется стойкость жителей блокадного города? Что позволяет им не сдаваться врагу?
Учитель. Верно, ребята! Спасением города от вымирания стала легендарная Дорога жизни — проложенная по льду Ладожского озера военно- автомобильная дорога. Для успешного прохождения грузовика с 1 т груза толщина льда должна была составлять не меньше 20 см. Такой лёд образовался на Ладоге только к 21 ноября. По этой ледовой трассе, действовавшей только зимой (летом приходилось рассчитывать на баржи), в течение всего периода блокады в город доставлялись продовольствие и боеприпасы, поступало пополнение в войска Ленинградского фронта. В обратном направлении шла эвакуация гражданского населения, в первую очередь женщин и детей.
В качестве дополнительного задания учитель может продемонстрировать видеоролик «Дорога жизни»:
Дорога жизни… Это была не просто дорога по льду, это уникальная трасса, аналогов которой в мире не было!
Сначала группой разведчиков был определён ледовый маршрут, который мог выдерживать большие потоки транспорта и грузов. Учёными были проведены расчёты, определившие правила безопасного движения, например, скорость движения машин не должна превышать 35 км в час. Постоянно делались метеопрогнозы, проводились замеры толщины льда… В итоге усилия учёных разных специальностей позволили сократить потери транспорта и грузов: в первый год Дорогу жизни использовали до 24 апреля 1942 года и последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего в 10 сантиметров!
И всё-таки несмотря на все меры предосторожности, движение по Дороге жизни было сопряжено с большими опасностями.
Учитель. Ребята, почему движение по Дороге жизни было сопряжено с опасностями, предположите!
Ответы обучающихся.
Учитель. Движение по ледовой дороге было очень опасным: вражеские снаряды и бомбы оставляли полыньи, лёд прогибался под колёсами
грузовиков. Десятки машин уходили под воду, не все водители успевали выбраться. За период действия Дороги жизни (до марта 1943 г.) по льду и водным путём в город было доставлено 1,6 млн т грузов, эвакуированы 1,3 млн ленинградцев и многие тысячи раненых воинов.
СТРАНИЦА 3. 1943 ГОД
Учитель. Январь 1943 г. Блокада, наконец, прорвана: вдоль южного берега Ладожского озера был пробит коридор шириной 8—11 км, сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. В битве за Ленинград наступил перелом. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города окончательно рухнул.
Ещё одно письмо из города… смотрим!
Анна Степановна Уманская (18 лет, блокадница, школьница). 19 января 1943 года.
Блокада прорвана. Что может быть сильнее этих слов. Никакие слова
не могут выразить радости освобождённого ленинградца. Ровно 17 месяцев мы были окружены сплошным кольцом врагов. Теперь мы соединены с Большой Землёй. Незнакомые люди обнимают и целуют друг друга на улице. Вспоминают всё пережитое, и не верится: 125 граммов хлеба, покойники, валявшиеся на улице, нет, это было очень давно. Это кажется кошмаром, тяжёлым болезненным сном. Но это всё было на самом деле. Было потому, что подлый враг окружил наш город, пытался взять его, всячески пытал нас, думал этим покорить. Ничего не вышло. Такие, как ленинградцы, не сдаются. И это почувствует каждый немец, сунувший свой поганый нос в нашу страну, на своей спине.
Беседа по вопросам:
- Какие эмоции вы переживали, просматривая видеофрагмент?
- Какие слова из письма подтверждают решимость ленинградцев не сдаваться врагу и не сдавать город? Что помогало им выстоять?
СТРАНИЦА 4. 1944 ГОД
Учитель. До полного снятия блокады Ленинграда понадобился ещё целый год.
После знаменитой Курской битвы на всех фронтах произошел перелом: наши войска везде громили фашистские армии и гнали их на запад, освобождая родную землю.
В январе 1944 г. под Ленинградом началось масштабное наступление Красной Армии, были окончательно освобождены Новгородская и почти вся Ленинградская области.
27 января, когда разбитые немецкие войска в беспорядке отступали, в честь полного освобождения от блокады в Ленинграде прогремел праздничный салют — единственный салют, данный не в Москве.
Демонстрация видеофрагмента – салют в честь снятия блокады Ленинграда.
Учитель. Прорыв блокады в январе 1943 года был праздником для ленинградцев. Из предыдущего письма мы видим, однако, что это был праздник со слезами на глазах. Почему людей охватывали такие противоречивые эмоции?
Ответы обучающихся.
Учитель. В продолжение нашего обсуждения строки ещё одного письма из Ленинграда. Письмо фронтовика.
1944 г., Исаак Немлихер2
На моём пути встречались сотни населённых пунктов, и все они сожжены. Противник, отступая под нашими ударами, превращает Ленинградскую область в зону пустыни. А сколько расстрелянных мирных жителей!
Вот лицо врага. Вот кого мы бьём, с кем мы воюем. Фашизм – это нарыв, язва на теле человечества. И до тех пор, пока он будет существовать, до тех пор будут войны и кровопролитие.
Очень рад, что тебе удаётся встречаться, хоть и редко, с нашими общими друзьями…
Беседа по вопросам:
- Снятие блокады принесло и счастье, и горечь нашим людям. Что подтверждает эту мысль?
- Как вы думаете, каково было настроение ленинградцев после снятия блокады в 1944 году? Каковы были их планы?
- Какой ещё подвиг им предстояло совершить?
2 «Письма из Ленинграда» — совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Часть 3. Заключение
Учитель. Немецкий генерал Франц Гальдер писал, что Гитлер категорически не хотел оккупировать Москву и Ленинград, в его планах было стереть эти города с лица земли вместе с населением.
Демонстрация презентации
«Приказ войскам был отдан однозначный: город не брать, а лишь надёжно блокировать, … капитуляцию не принимать. Ни один немецкий солдат не должен войти в город, а местные жители, пытающиеся пересечь линию фронта, должны быть уничтожены. Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены»
Учитель. Как вы думаете, почему был отдан такой приказ? Почему гитлеровцам было необходимо уничтожить Москву и Ленинград?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, оба города, как два крупнейших центра исторически и культурно символизировали нашу страну. Их полное уничтожение означало бы то, что и сама страна перестала бы существовать. Поэтому и для руководства Советского Союза было так важно не сдавать Москву и Ленинград.
Именно поэтому прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года стал началом нового этапа для жителей города и всей страны. А полное освобождение и снятие блокады 27 января 1944 года было не только освобождением города-символа мужества и стойкости, но фактически означало, что разгром фашистских войск неминуем.
Учитель. Мы обсуждали на занятии, почему жители блокадного Ленинграда совершали ежедневный подвиг, не оставляя город, в сложнейших условиях не давая замереть в нём культурной жизни, работая на заводах, заботясь друг о друге. Но как вы думаете, ребята, какая задача встала перед ленинградцами после снятия блокады, освобождения доступа к городу?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно! Восстановление городских зданий, заводов, налаживание производства, реставрация памятников культуры, которые были разрушены фашистами. Посмотрите видеоролик, какие ещё примеры вы могли бы привести?
Демонстрация видеоролика «Ленинград: тогда и сейчас».
Учитель. Ребята, вы, конечно, были в Санкт-Петербурге или планируете туда поехать. Гуляя по улицам, обратите внимание на те следы, которые блокада оставила на красивейших зданиях города.
Демонстрация презентации.
Учитель. А если вы уже их видели, поделитесь с одноклассниками, что это за памятные метки.
Ответы обучающихся.
Учитель. У всех нас есть символы, связанные с разными событиями нашей истории. Подумайте, что для всех людей связано с блокадой Ленинграда?
Ответы обучающихся (метроном, 125 граммов блокадного хлеба, кобальтовая сетка на фарфоре ЛФЗ (= газетные полосы на окнах при бомбёжке)).
Учитель. Почему эти символы и сейчас для нас так важны? О чём они всегда нам напоминают?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно! Примеров того, что, даже умирая от голода, ленинградцы не превратились в «зверей», очень много.
Пожалуй, главный из них связан с тем, что голодные, истощённые, умирающие люди проявляли в отношении не только близких, но даже незнакомых людей – сострадание и бескорыстие.
Поясните, пожалуйста, почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Поэтесса Ольга Берггольц — советская писательница и военный журналист. Её стихи многим помогли выжить в блокадном Ленинграде. По её словам, именно в эти тяжёлые блокадные дни к людям пришло осознание, что они смогут выжить только «только держась друг за друга, только помогая друг другу».
Посмотрите видеоролик с фрагментом стихотворения Ольги Берггольц.
Демонстрация видеоролика.
Справочно для учителя: в первые же дни блокады Ольга Берггольц не могла оставаться в стороне. Она пришла в Ленинградское отделение Союза
писателей и спросила, где и чем она может быть полезна. Ольгу направили в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио.
Именно на радио Берггольц и стала знаменита.
Её голоса ждали измученные и голодные, но непокорённые ленинградцы. Её голос стал голосом Ленинграда. Именно Берггольц принадлежит знаменитые слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Учитель. Какие чувства вызвали у вас эти стихи? О чём вы думали, глядя на красивый город и слушая слова о страшной войне?
Ответы обучающихся.
Учитель. Когда мы сталкиваемся с трудностями, тяжёлой ситуацией, поддержка близких нам людей ценна ещё и тем, что помогает нам самим находить позитивные решения возникающих проблем, не даёт падать духом – и это было самым важным для блокадников – верить и ждать победу.
Учитель. После прорыва и снятия блокады осаждённого Ленинграда прошло восемь десятилетий. Но почему так важно не забывать нашу историю? Хранить в памяти её уроки?
Ответы обучающихся.
Учитель. В завершение нашего занятия хочу вам напомнить, что в январе на главной выставке страны «Россия» будет проведена специальная неделя, посвящённая блокаде.
Ещё раз мы напомним всему миру, что нацисты и их союзники планировали стереть Ленинград с лица земли вместе со всеми шедеврами российской и мировой культуры, богатейшим наследием. Ещё раз повторим, что попытка уничтожить огромный город вместе со всем его населением – крупнейшее военное преступление в истории человечества, составная часть гитлеровской политики геноцида народов Советского Союза, признанное в судебном порядке.
Будем помнить о подвиге нашего народа в дни Великой Отечественной войны! Эту память нельзя уничтожить, она хранится в наших сердцах.
ПОСТРАЗГОВОР
- Посещение Мемориального комплекса в память о ленинградцах, погибших в годы блокады, всех жителей Ленинградской области, погибших от рук фашистов в годы оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области.
- Разработка эскиза памятной медали к 80-летию снятия блокады Ленинграда, организация в классе, школьном музее или холле выставки разработанных обучающимися эскизов памятных медалей к 80-летию снятия блокады Ленинграда.
- Посещение сайта проекта «Письма из Ленинграда» http://письмаизленинграда.рф.
- Разговор с родителями, дедушками и бабушками – остались ли в семье письма времён войны от воевавших родственников, сделать о них сообщение в классе.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание:
10 класс: тема «Становление личности в процессе социализации»;
«Деятельность человека»; «Категории и принципы морали в жизни человека и развитии общества».
История:
10 класс: раздел «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение. Электронный ресурс. // URL: https://militaryarms.ru/voennye- konflikty/blokada-leningrada/
- Вторая мировая война. Блокада Ленинграда. Документальный фильм // URL: https://www.youtube.com/watch?v=x-Q-d37a0Ic
- Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Электронный ресурс // URL: https://blokadamus.ru/
- Ленинград. Блокада. Подвиг. Электронный ресурс // URL: http://www.blokada.otrok.ru/library.php
- Книга памяти блокадного Ленинграда. Электронный ресурс: URL: https://blockade.spb.ru/
- Корочка хлеба. История одной ленинградской девочки. Видео // URL: https://youtube.com/watch?v=nj-LEIr7LSQ
- Начало блокады Ленинграда. Портал История.РФ. Электронный ресурс
// URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-blokady-lieninghrada-event
- Русалочка и переводчица. Анимационный фильм. Мультфильм о блокадном Ленинграде // URL: https://youtube.com/watch?v=JHqKCEFNj3U
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.