ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ДОРОГАМИ РОССИИ»
Цель занятия: расширение у обучающихся знаний о транспортной системе страны, формирование у младших школьников представлений о вкладе Российских железных дорог (РЖД) в развитие страны, о многообразии железнодорожных профессий, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Формирующиеся ценности: патриотизм, коллективизм, единство народов России.
Основные смыслы: развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны. История развития железнодорожного транспорта России неразрывно связана с историей страны. Российские железные дороги (РЖД) – крупнейшая российская компания, обеспечивающая пассажирские и грузовые перевозки.
Железнодорожный транспорт – один из самых устойчивых и надёжных: всепогодный, безопасный и круглогодичный, а профессии железнодорожников перспективны и востребованы.
Планируемые результаты Личностные:
- понимать, что развитие и совершенствование транспортной системы необходимо для будущего страны;
- стремиться к расширению своих представлений о достижениях в области железнодорожного транспорта;
- проявлять интерес к знакомству с миром профессий железнодорожной сферы.
Метапредметные:
- проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
- строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения;
- участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам
обсуждения, соблюдать правила ведения диалога.
Партнёр занятия: ОАО «Российские железные дороги», www.rzd.ru.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия
обучающихся в обсуждении темы. Принятие мотива предстоящей деятельности на занятии строится на основе просмотра видеоролика и рассматривания иллюстраций, отражающих тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, познавательные беседы, раскрывающие значимость развития транспортной сферы.
Часть 3. Заключительная
Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? В каких местах вы побывали с родными? Какие поездки вам особенно запомнились?
Ответы обучающихся.
Учитель. А какой транспорт вы выбирали для путешествий и поездок?
Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. А представьте, что самолёты, автобусы, машины и поезда исчезли из нашей жизни. Что произойдёт, если не будет транспорта и дорог, по которому он движется?
Ответы обучающихся.
Учитель. В нашей жизни транспорт занимает очень важное место, так как благодаря ему пассажирские поездки становятся комфортнее и быстрее, а перевозка грузов осуществляется на дальние расстояния. Дороги при этом постоянно строят и обновляют, ведь это важно для безопасности пассажиров и грузов.
Рассмотрите фотографии.
Учитель. Как вы думаете, какой вид транспорта помог увидеть эти пейзажи нашей страны?
Ответы обучающихся.
Дополнительно учитель может использовать демонстрацию видеоролика «Вид из окна поезда на горы и озеро».
Учитель. Эти удивительные пейзажи удалось увидеть пассажирам во время путешествия на поезде! Российские железные дороги – сокращённо РЖД известны не только в нашей стране, но и в других странах мира.
Часть 2. Основная
Учитель. А знаете ли вы, что день рождения железных дорог в России
30 октября? Как вы думаете, с чем была связана эта дата?
Ответы обучающихся.
Учитель. В этот день первый российский поезд прошёл от Санкт- Петербурга до Царского Села. Это было в 1837 году. Рассмотрите картину, на которой изображено прибытие поезда. Чем этот поезд отличается от современных?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, какая реакция была у зрителей этого события? Они испугались? Удивились? Обрадовались? Гордились? Объясните, почему вы так думаете.
Ответы обучающихся.
Учитель. Сравните, что быстрее и удобнее: добраться до Санкт- Петербурга на карете или на поезде?
Ответы обучающихся.
Учитель. В XIX веке на карете можно было добраться от Санкт- Петербурга в Москву за 4–6 дней, а на поезде – за 22 часа. Конечно, на поезде быстрее и комфортнее. Какое значение для любого гражданина России и для всей страны имело создание дорог и развитие железнодорожного транспорта?
Ответы обучающихся.
Учитель. Железная дорога соединяет самые удалённые регионы страны, связывая их с крупными городами и промышленными центрами. РЖД обеспечивают доставку грузов и перевозку пассажиров во все уголки нашей страны. Как вы думаете, как изменяется жизнь жителей населённых пунктов, когда рядом появляются железнодорожные пути, станции и вокзалы?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, строительство дороги способствует тому, чтобы товары быстрее доставлялись в необходимые места назначения, пассажиры комфортно путешествовали, а в населённых пунктах появлялось всё необходимое для жизни людей.
И один такой масштабный проект был реализован в России 50 лет назад: строительство железной дороги – Байкало-Амурской магистрали – БАМа.
Рассмотрите фотографии. Расскажите, как проходили трудовые будни строителей?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мы видим на фотографии, как работает техника, рабочие прокладывают рельсы. Скоро по ним пройдёт первый поезд. Давайте послушаем интервью с людьми, которые принимали участие в строительстве БАМа.
Демонстрация видео с федеральными спикерами.
Учитель. Как вы думаете, что двигало желанием людей участвовать в строительстве БАМа? Какой вклад в развитие страны внесли люди, принявшие участие в строительстве БАМа?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мы гордимся мужеством и смелостью, отвагой и настойчивостью строителей. БАМ – это железная дорога, благодаря которой стали возможны многие пассажирские и грузовые маршруты.
Рассмотрите фотографии. Для чего предназначены вагоны железнодорожного состава?
Ответы обучающихся.
Учитель. Выберите правильные ответы из приведённых:
- все эти вагоны перевозят грузы;
- среди этих вагонов есть пассажирские, почтовые и грузовые;
- состав только из грузовых вагонов – это поезд;
- в круглых цистернах перевозят нефть;
- во всех вагонах есть проводники.
Учитель. Железная дорога активно развивается. Например, появляются беспилотные поезда – ими можно управлять на расстоянии. Развиваются высокоскоростные магистрали, чтобы ещё быстрее перевозить грузы и пассажиров. А во время строительства железнодорожных объектов применяются виртуальные модели – с их помощью можно оценить и увидеть любое здание до того, как оно появится в реальной жизни.
Часть 3. Заключение
Учитель. Кто же обеспечивает работу всей этой сложной системы? Какие профессии, связанные с железными дорогами, вы можете назвать?
Ответы обучающихся.
Учитель. На железной дороге работает более 900 тысяч человек. Это как население большого города. А ещё, там сотни профессий и специальностей. И все они важны! Ведь они как звенья в цепи: если убрать одно звено, то вся цепь разрушится.
Это огромный коллектив тружеников: машинисты и диспетчеры, проводники и монтёры пути, а ещё экологи, врачи железнодорожных больниц и даже программисты, которые запускают беспилотные поезда. Давайте узнаем о некоторых профессиях железнодорожного транспорта подробнее.
Просмотр видео «Фиксики на железной дороге. Машинист».
Просмотр видео «Фиксики на железной дороге. Дежурный по станции».
Учитель. И все эти профессии можно освоить на детской железной дороге, таких дорог в нашей стране более 20. Детская железная дорога – это не игра, а настоящая «взрослая» работа, где каждый выполняет свою роль.
Дополнительно учитель может показать ролик «Детская железная дорога» (см. дополнительные материалы).
Учитель. На детской железной дороге вы сможете изучить устройство железных дорог, а каждое лето, как настоящие взрослые, сможете обслуживать пассажиров и организовывать движение по детской магистрали, соблюдая технику безопасности.
А о каких правилах поведения на железной дороге нам надо помнить уже сейчас?
Ответы обучающихся.
Учитель. Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. Всегда помните и соблюдайте правила поведения на железной дороге!
Железные дороги были и остаются важнейшим звеном всех пассажирских и грузовых перевозок в нашей стране.
ПОСТРАЗГОВОР
Организация встреч с работниками РЖД, обсуждение назначения разных специалистов железной дороги.
Экскурсии на детскую железную дорогу (при участии родителей). Игры-путешествия по карте России с целью изучения маршрутов РЖД.
Участие детей в конструктивной, изобразительной деятельности (организация выставок, стенной газеты и журнала).
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями и составление текстов-описаний.
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о железной дороге.
Математика: решение разнообразных логических задач, работа с математическими текстами, представляющими развитие железных дорог в России.
Окружающий мир: работа с понятиями: «транспорт», «железная дорога», «развитие общества»; расширение знаний о роли железной дороги в развитии общества; ознакомление с произведениями живописи о железнодорожном транспорте.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Материалы музея железных дорог России, https://rzd-ru.
- Видеоролики от РЖД:
- видеоролик «Беспилотная ласточка», https://cloud.mail.ru/public/Tb6n/6gkSA9Fyi;
- видеоролик «Пассажирские сервисы», https://cloud.mail.ru/public/hpUU/Kuv6zyhbr;
- видеоролик «Жизнь с РЖД», https://cloud.mail.ru/public/FETE/nXnTU8J7L;
- карьерный портал холдинга «РЖД», раздел «Школьникам», https://team.rzd.ru/juniors;
- видеоролик о детских железных дорогах: РЖД – Школьникам, https://disk.yandex.ru/i/rV6PJlC245dd2Q.
- Марина Улыбышева. От паровоза до Сапсана. – Москва: Издательство
«Настя и Никита», 2012.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Значение БАМа для развития экономики Сибири, Дальнего Востока и Сахалина, а также всей России. Мужество и смелость строителей БАМа.