ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 2–4 классов по теме
«НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО
ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»
Цель занятия: формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.
Формирующиеся ценности: историческая память, справедливость, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.
Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Изучение жизни жителей блокадного Ленинграда, знание судеб людей, переживших эти трагические дни, позволяют сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).
Планируемые результаты Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать исторические события, связанные с блокадой Ленинграда;
- понимать особенности военной и мирной жизни своих сверстников,
приводить примеры, описывающие их блокадную жизнь;
- выражать чувство жалости и сопереживания к детям, испытавшим фашистскую блокаду, но делавшим всё, чтобы приблизить победу над врагами;
- воспринимать информацию о блокаде Ленинграда, как историческую правду, которую нельзя забывать.
Метапредметные:
- сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с современной жизнью детей, описывать особенности блокадной жизни детей;
- работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на
основе представленного материала;
- участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение и суждения, отражающие проявление стойкости и мужества защитников Ленинграда, жителей блокадного города.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагмент,
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Принятие мотива предстоящей деятельности на занятии строится на оценке памятника «Разорванное кольцо» – символе блокады Ленинграда.
Часть 2. Основная
Разговор о событиях, происходивших во время блокады с 1941 по 1944 г., о труде, жизни взрослых и детей; система разнообразных заданий, обсуждение воображаемых ситуаций, строится на основе анализа сюжетов и оценки эмоционального состояния героев живописных полотен, написанных художниками-блокадниками Ленинграда. Особое внимание уделяется оценке труда подростков, которые на трудовом фронте заменяли своих родителей, воюющих отцов и дедов. Особо подчёркивается факт, что полторы тысячи подростков Северной столицы были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Это позволяет участникам занятия наглядно представить и прочувствовать конкретные моменты жизни в блокадном городе.
Часть 3. Заключительная
Подводятся итоги занятия: обсуждаются события блокадного Ленинграда, которые могут стать символами героизма и стойкости защитников города и его жителей.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Рассмотрите фотографию памятника, посвящённого снятию блокады города Ленинграда в 1944 г. Как вы думаете, о чём может напомнить, рассказать такая скульптурная композиция? Почему памятник установили на берегу Ладожского озера? Сравните изображение блокады на карте с сюжетом памятника.
Ответы обучающихся.
Учитель. Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался во время Великой Отечественной войны город Санкт-Петербург.
Вспомним занятие, которое было в том году о блокаде Ленинграда. Как жили ленинградцы в то время? В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?
Ответы обучающихся.
Учитель. Блокада Ленинграда продолжалась ровно 872 дня, но город выжил и победил!
И у нас есть уникальная возможность услышать почётного гражданина Санкт-Петербурга Строгонову Надежду Васильевну, которая в блокадном Ленинграде работала учителем.
Демонстрация выступления Строгоновой Н.В.
Часть 2. Основная
Учитель. Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады? О чём рассказывают фотографии того времени?
Ответы обучающихся.
Учитель. Среди блокадников оказались люди самых разных профессий: рабочие заводов, врачи и медицинский персонал госпиталей и больниц, учителя школ и воспитатели детских садов. В блокадном городе оставались деятели культуры – художники, музыканты, артисты театров и цирка. И каждый гражданин города находил возможность в меру своих сил и возможностей помогать городу жить, трудиться и воевать.
Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались. Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась? Объясните своё мнение.
Ответы обучающихся.
Учитель. Голод и холод, постоянные бомбёжки и обстрелы вместе со взрослыми переживали дети. Около 15 тысячам подростков, которые трудились и боролись в осаждённом городе, была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Рассмотрите две фотографии: на первой – военнослужащий покупает билет в ленинградскую филармонию на симфонический концерт. Будет исполняться Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дата концерта – август 1942 года. На второй фотографии – афиша о таком же концерте два года спустя. Какая тема объединяет эти две фотографии, о чём они рассказывают? Как вы думаете, искусство (музыка, театр, картины живописи) помогали людям пережить горе, бороться с врагами?
Ответы обучающихся.
Учитель. Послушайте фрагмент музыкального произведения Шостаковича «Ленинградская симфония». Она звучала из репродукторов, которые висели почти на каждой улице города. И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы. И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно мёртвый. Уже после окончания Великой Отечественной войны один из немецких солдат, воевавших в России, написал: «В тот день, когда впервые звучала
«Ленинградская симфония» мы – немцы поняли, что мы проиграли не только битву за Ленинград, мы проиграли войну против России. Тогда мы почувствовали силу русского народа, который мог преодолеть всё: и голод, и холод, и смерть».
Звучит фрагмент симфонии
Учитель. Художники тоже были в трудовом строю: в начале блокады они работали над разными видами маскировки города. Например, для Смольного была сплетена огромная сетка с искусственными листьями, которая при взгляде сверху оказывалась тенистым садом. За время блокады художники создали большое число картин, которые стали хроникой всего времени блокады. Познакомиться с работами художников блокадного Ленинграда, значит многое узнать о жизни жителей в это суровое время.
Рассмотрите плакаты, которые создал художник В. Серов. Как вы думаете, с какой целью создаются подобные произведения графики? К чему они призывают граждан?
Ответы обучающихся.
Учитель (обобщая высказывание обучающихся). Художники Ленинграда создавали плакаты, которые призывали к борьбе с фашизмом, к защите города. Рассмотрите репродукции картин ленинградских художников, опишите сюжет, который создал каждый автор: о чём он рассказывает? Какие чувства вызывает у зрителя?
Сравните сюжет картины с текстом. Сделайте вывод: назовите событие (факт), о котором рассказывает текст и произведение живописи.
Методический комментарий. Учитель организует работу с текстом и репродукциями в небольших группах, самостоятельно определив количество иллюстраций для анализа. Другой вариант выполнения задания: обучающимся демонстрируются репродукции картин для обсуждения, а затем несколько ребят зачитывают текст на карточках.
Карточка 1. Если вы внимательно рассмотрели сюжет картины, то обязательно заметили признаки, которые рассказывают о трудностях, которые переживали дети блокадного города. За окном в небе висит аэростат, он охраняет небо Ленинграда от фашистских самолётов. Окно в комнате заклеено бумажными крестами, которые сохраняют стекло от ударов. Что ещё изображено на картине? О чём может рассказать керосиновая лампа? Почему дети находятся в комнате, но так тепло одеты? | |
А. Фролова. Блокадное детство |
Карточка 2. Холод и голод… Чтобы получить хлебный паёк в блокадном Ленинграде, нужно было предъявить карточку на хлеб. Самая низкая норма хлеба пришлась на декабрь 1941 года – это было очень трудное время: ребёнок на сутки получал 125 грамм хлеба. Если представить, каким он был, то его можно сравнить со спичечным коробком. Подумайте, о чём мог думать этот мальчик, о чём мечтать, глядя на блокадный кусочек хлеба? Кусочек блокадного, чёрного хлеба. Засохший и маленький, как уголёк. Когда рвали бомбы фашистские небо, Его выдавали на детский паёк. Кусочек блокадного хлеба хранится Сегодня в музее, в витрине одной. Чтоб каждый мог вспомнить… Какой нам Победа досталась ценой. (А. Маров) | |
В. Абрамян. Память детства |
Карточка 3. В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились. Но ребёнок улыбается: он счастлив, потому что рядом – мама, а хлеб такой вкусный… Представьте себе, что мальчик вырос, и сегодня он – уже дедушка, имеет внуков. Как вы думаете, о каких событиях блокады он расскажет своим внукам? | |
Ю. Белов. Блокадный Ленинград |
Карточка 4. Перед той блокадною водой, Пред той, действительно живой, Пред той, действительно святой, Вставали люди на колени, Поклоны били ей без лени, Потом с трудом, но поднимались, И к дому тихо отправлялись, Стараясь святость не разлить, А значит, жизнь ещё продлить…. (Ю. Антонов)
Почему поэт называет воду живой, святой? В каких словах стихотворения есть ответ на этот вопрос? | |
А. Пахомов. За водой |
Учитель. Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград: жил и трудился, и живой нитью поддерживала осаждённый город с большой землёй Дорога жизни. Рассмотрите репродукции картин ленинградских художников на тему «Ладога – дорога жизни», оцените стихотворение. Опишите, почему Ладогу называли Дорогой жизни. В каких условиях работали водители?
Ответы обучающихся.
С. Боим. Ладога – дорога жизни | А. Самсонов. Между жизнью и смертью |
Чтец 1.
Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лёд. Всё же идёт машина, Хлеб в Ленинград везёт. Хлеба кусочек малый,
Ребёнка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас!
(О. Берггольц)
Учитель. Картины художников бережно хранят память о мужестве и стойкости ленинградцев. Посмотрим видео о том, как советские войска прорвали блокаду Ленинграда.
Демонстрация видео «Операция «Искра»».
В январе 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.
В ней участвовали: танковая бригада Ленинградского фронта, стрелковые дивизии Волховского и Ленинградского фронтов, Ладожская военная флотилия. Было освобождено от врага всё южное побережье Ладожского озера; восстановлено сухопутное сообщение с Северной столицей, освобождён ещё один город на Неве – Шлиссельбург.
Но борьба с фашистами не закончилась.
И только 27 января 1944 года блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня, была полностью снята.
Учитель. Ленинград — единственный в мировой истории город, который
смог выдержать почти 900-дневное окружение.
Рассмотрите репродукцию картины «Салют» художницы А. Остроумовой-Лебедевой, послушайте стихотворение Ю. Воронова о том, какие чувства переживали люди, когда впервые увидели мирный салют в родном городе. Найдите строчки стихотворения, которые можно назвать главной мыслью поэтического произведения.
Остроумова-Лебедева А. «Салют» |
Чтец 2.
За залпом залп Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут, А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом.
(Ю. Воронов)
Часть 3. Заключительная
Учитель. Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли
восстанавливать свой любимый город. Рассмотрите фото, опишите, как шло
восстановление города.
Ответы обучающихся.
Учитель. Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы.
Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить.
Рассмотрите плакат «Слава героям Ленинграда!». Кого художник плаката называет героями Ленинграда? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вспомните факты из жизни блокадников, о которых мы сегодня говорили. Представьте, что вы стали взрослыми и у вас уже есть дети – младшие школьники. О каких событиях жизни в блокадном Ленинграде вы обязательно расскажете своим детям?
Ответы обучающихся.
ПОСТРАЗГОВОР
- Составление выставки-памяти «Блокадный Ленинград».
- Посещение музеев, памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
- Участие в мероприятиях, посвящённых памятной дате «80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Тот герой, кто за Родину горой», «За правое дело стой смело!», «Мужество создаёт победителей»,
«Хоть ростом маловат, да мужеством богат».
Литературное чтение: работа с произведениями о Великой Отечественной войне.
Окружающий мир: знакомство с героическими страницами Великой Отечественной войны.
Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин Самсонова М. И. «Сестрица», Репина Н. Н. «Блокадный хлеб», Остроумовой-Лебедевой А. П. «Салют».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сайт Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, https://blokadamus.ru
- Сайт музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», http://blokadainfo.ru
- Всероссийский открытый урок «Город вечно живой».
- Иванова Ю. Дорога жизни. – М. : Издательство Настя и Никита,
- Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова. – М. : Нигма,
- Богданов Н. В. Бессмертный горнист. – Санкт-Петербург : Речь,
- Туричин И. А. Мария Васильевна и четыре краски. – Ленинград : Детская литература,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Сохранение памяти поколений о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда, о подвиге всех жителей нашей страны во время Великой Отечественной войны.