ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»
Цель занятия: расширить представления обучающихся об истории родной страны, истории обучения детей грамоте, о роли Ивана Федорова в развитии культуры и просвещения страны;
формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие страны и просвещение народа;
способствовать расширению читательского кругозора и осознанию значения чтения в жизни современного человека.
Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, приоритет духовного над материальным.
Основные смыслы: Иван Фёдоров – основатель книгопечатания в России, создал 450 лет назад (в 1574 году) «Азбуку», первое печатное пособие для начального обучения. Первопечатник выработал универсальную структуру книги и наполнил её оригинальным содержанием, и его творческие находки использовались авторами русских азбук и букварей на протяжении столетий. С развитием книгопечатания в русской культуре и просвещении началась новая эпоха, история создания и распространения печатных книг. Чтение книг остаётся важнейшим качеством грамотного человека и в современном мире.
Планируемые результаты Личностные:
- проявление чувства уважения и благодарности людям, внёсшим большой вклад в развитие страны;
- понимание важности овладения грамотой, а в дальнейшем читательской грамотностью для личностного развития;
- стремление расширять свой кругозор и начитанность.
Метапредметные:
- проявление активности в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
- работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе представленного материала;
- проявление умения сотрудничать при осуществлении совместной деятельности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя интерактивные задания.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагмент,
- интерактивные задания,
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – обеспечить вхождение в тему, подготовить к участию в последующем обсуждении, помочь воспитанию ценностного отношения к истории и культуре страны, подготовить к осознанию значимости чтения в жизни современного человека, воспитывать уважения к книге.
Часть 2. Основная
В основной части педагог проводит беседу о роли Ивана Федорова в истории страны, о важности появления первой печатной книги и первой учебной книги – «Азбуки». Обсуждение проблемных вопросов о том, почему появление печатных книг в стране было таким важным событием, почему важным событием стало появление печатной азбуки, о том, какие пособия могли использоваться до появления печатных азбук. Работа с представленными иллюстрациями.
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа о важности книги и чтения в жизни человека. Обсуждение проблемных вопросов «Почему важно не только читать, но и выбирать определённые книги?». Организуется творческая работа: оформляется общеклассный листок «Советуем прочитать».
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, послушайте отрывок из стихотворения. О чём написал автор? Что это за 33 сестрицы?
Тридцать три родных сестрицы, Пи́саных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, — Очень просим всех ребят С ними подружиться!
(Б. Заходер)
Учитель. Конечно, это строки о буквах нашего алфавита. Сейчас в нём 33 буквы. А почему автор просит с ними подружиться? Почему они так важны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, благодаря буквам мы учимся читать и писать, а без этого нельзя стать образованным, культурным человеком. В народе об этом сложили многие пословицы. Вспомним их и выполним интерактивное задание.
Интерактивное задание №1 «Составь пословицы и поговорки».
Содержание задания: обучающимся необходимо соединить части пословиц. После выполнения задания необходимо обсудить значение составленных пословиц.
Кто много читает, тот много знает. Чтение – вот лучшее учение.
Грамоте учиться – всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька.
Книгу читаешь, что на крыльях летаешь.
Учитель. Чтение помогает нам не только узнавать новое, но и помогает фантазировать и путешествовать. Отправимся и мы сегодня в интересное путешествие в далёкое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1 тыс. лет и хранит немало тайн. О некоторых из них мы сегодня с вами узнаем.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Часть 2. Основная.
Учитель. Рассмотрите картины. Как выглядят ученики старинной школы? У всех ли ребят есть книги?
Ответы обучающихся.
Учитель. Книги окружают нас повсюду, а было время, когда привычных нам с вами печатных книг ещё не существовало. Очень-очень давно книг вообще не было, потом появились необычные для нас книги, их писали от руки, и не сразу на бумаге, а сначала на пергаменте. Долго и дорого было создавать рукописные книги. Рассмотрите страницы такой книги. Почему говорят рукописная книга? Что особенного вы заметили на страницах книги?
Ответы обучающихся.
Учитель. Работа по переписыванию книг была очень сложной и требовала большого терпения и времени. Особое внимание уделялось оформлению заставок, заглавных букв. Именно поэтому появление печатных книг стало огромным событием в жизни человечества.
первую печатную книгу для обучения ребят – «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад. Давайте посмотрим небольшое видео.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Театральный проезд в Москве… Наше внимание привлекает необычный памятник: мужчина в средневековой одежде в одной руке держит лист, а другой опирается на печатную наборную доску.
Подойдём поближе и прочитаем надпись – Иван Федоров. Чем же он известен?
Это памятник Ивану Федорову – человеку, который создал первый Печатный двор в Москве и напечатал в 1564 году первую в нашей стране книгу. До этого книги переписывались от руки. Первопечатник изображён за работой: рассматривает только что отпечатанную страницу.
Иван Федоров – это человек, который не только участвовал в создании первого Печатного двора в Москве, но и напечатал в 1564 году первую в нашей стране книгу. До этого книги переписывались от руки.
А через десять лет после этого – в 1574 году, Иван Федоров выпустил первый печатный учебник – «Азбуку». Конечно, до появления печатной книги были рукописные азбуки, но их было немного, а Иван Федоров прекрасно понимал, что чем больше людей будет уметь читать, тем будет лучше. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал,
«по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».
В «Азбуке», напечатанной 450 лет назад, было 40 листов, 80 страниц. Первые страницы знакомили детей с буквами, а затем шли страницы, с помощью которых можно отработать чтение слогов. Потом страницы, на которых раскрывались некоторые особенности изменения слов. И, наконец, страницы с текстами, которые помогали закрепить навык чтения, эти тексты, конечно, отличались от современных. На последних страницах азбуки Иван Федоров разместил поучения, часть которых была адресована детям, другая же предназначалась для их родителей и воспитателей.
Печатная Азбука стала доступнее, и бо́ льшее число людей становилось грамотными и просвещёнными. В народе об этом говорят: «Азбука – к мудрости ступенька».
Учитель. Что нового вы узнали из видео? Где находится памятник Ивану Федорову? Почему его называют первопечатником?
Ответы обучающихся.
Учитель. Рассмотрите буквы из «Азбуки» Ивана Федорова. Теперь рассмотрите современный алфавит. Установите соответствие – какие буквы совпадают, а каких букв из «Азбуки» Федорова нет в современном алфавите?
Ответы обучающихся.
Учитель. Есть буквы, которые нам привычны, и мы их легко узнаём несмотря на прошедшие века, а есть такие буквы, которые вы видите впервые. А куда же исчезли буквы? Предположите, почему их стало меньше.
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, 450 лет – это большой срок, и за это время менялся язык, менялись правила письменной записи устной речи. В «Азбуке» Ивана Фёдорова было 45 букв, а сейчас у нас – 33 буквы. Дело в том, что наш первый алфавит был создан на основе греческого языка, поэтому использовались некоторые буквы для звуков, которых не было в нашем языке. В XVIII веке, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, были убраны некоторые буквы, например, пси, кси, фита, юс малый, юс большой.
Учитель. Пропали ли буквы бесследно? Нет. Мы можем снова встретиться со старинными буквами в пословицах и различных выражениях. Например, аз – первая буква алфавита, а ижица стала символом конца, поэтому появилась пословица: от аза до ижицы – это значит «с начала до конца». Ещё одна пословица: «Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет», которая означает, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного).
А вот ещё одна тайна: почему первая книга, по которой мы учимся, называется Азбука? Аз-бука. Догадались?
Ответы обучающихся.
Учитель. Заслуга Ивана Федорова в том, что он не только напечатал первую «Азбуку» и был её составителем. За десять лет до этого он напечатал первую в нашей стране книгу. А как вы думаете, почему создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, было так важно для страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. А теперь представим, что мы оказались в типографии Ивана Фёдорова. Как же появлялась книга? В старину каждое слово необходимо было «набирать», то есть составлять из букв. Каждая буква размещалась в отдельной ячейке кассы, так называлась ящик, в котором хранились буквы для набора. Размещались буквы не по алфавиту, а как на клавиатуре – по частоте использования. Ох, и долгая эта была процедура! Но всё равно быстрее, чем переписывать от руки.
Учитель. Давайте попробуем себя в роли наборщика и составим слова.
Интерактивное задание №2 «Наборщики».
Содержание задания. Экран представляет поле для печатания слов и раскладку клавиатуры. Учитель озвучивает задание, а обучающиеся
«набирают» слово.
Если у педагога нет возможности использовать интерактивное задание, то оно может быть выполнено на отдельных листочках в парах или индивидуально.
Задание: вспомните современный алфавит и составьте слова:
а) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Й, вторая буква стоит перед буквой О, третья буква расположена после З, четвёртая буква стоит после В, а последняя буква – первая буква в алфавите (книга);
б) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после Г, вторая буква находится перед С, третья буква стоит перед Ф, четвёртая буква – 4 в алфавите (друг);
в) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Р, вторая буква стоит после Н, третья буква находится перед Г, четвёртая буква стоит перед Ё, пятая буква стоит после С, шестая буква находится после Ц, седьмая буква находится между З и Й, последняя буква стоит перед Л (советчик).
Методический комментарий. Количество слов, которые «набирают», составляют обучающиеся, определяет педагог исходя из уровня подготовленности класса.
Учитель. Какие слова у нас получились? Давайте составим из них пословицу.
Ответы обучающихся: «Книга – друг и советчик».
Методический комментарий. Если обучающиеся составили только первое слово, то можно ещё раз фронтально вспомнить пословицы со словом книга.
Иван Федоров считал целью своей жизни «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Иван Федоров, безусловно, был передовым человеком своей эпохи, талантливым педагогом, который, опираясь на традиционную методику
«грамотного учения», использовал её лучшие стороны, при этом улучшив её, дополнив некоторыми новыми приёмами и новым материалом для чтения. Почему же появление и распространение печатного учебника Ивана Федорова для обучения чтению стало таким важным событием для развития грамотности?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать… Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу». Не надо звать,
Не надо ждать, А можно взять И почитать!
(В. Берестов)
Учитель. Мы можем помочь друг другу выбирать интересные и полезные книги. Сегодня мы начнём оформлять наш лист «Советуем прочитать» – подготовим заставки для него. Я вам раздам чёрно-белые, а вы раскрасите их. А потом каждый напишет на отдельном листочке свою любимую книгу, которую он советует прочитать одноклассникам.
ПОСТРАЗГОВОР
- Продолжение заполнения листа «Советуем прочитать».
- Разговор с родителями о том, по какой азбуке или букварю они учились.
- Выполнение творческого задания «Парад букв».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: анализ пословиц о роли чтения и книг.
Литературное чтение: работа с произведениями, герои которых учатся читать, рассказывают о книгах.
Изобразительное искусство: оформление листа с буквой, которая есть в первой печатной азбуке, но не используется в современном языке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сайт Российской государственной библиотеки. Коллекция и спецпроекты Национальной электронной библиотеки. Раздел Русские азбуки и буквари.
- От Азбуки Ивана Фёдорова до современного Букваря – М.: Просвещение, 1974 г.
- Прудовская С. История букв своими руками. – М.: ООО
«Издательский дом «КомпасГид», 2013 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность всем, кто создаёт учебные книги за подвижнический труд по изготовлению и распространению печатных книг.