Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Урок № 11
Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.
Тема. Закрепление знаний по теме «Предложение»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- Что мы знаем и над чем необходимо еще поработать в теме «Предложения»
Научимся:
- Самостоятельно формулировать учебные задачи;
- Обобщать знания и умения по теме «Предложения».
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Определим, какая из иллюстраций отражает понятие «предложение».
Проверим: на первой картинке изображена посуда: кофеварка, чайник, ложки, вилки, ножи, чашка, тарелка, кувшин, стакан, сковорода. Это слова. На второй картинке изображено, как девочка моет посуду. Девочка моет посуду. Это предложение. На третьей картинке изображено, как девочка играет с куклой. Девочка стирает бельё для куклы. Девочка шьёт одежду для куклы. Девочка играет с куклой. Это текст.
Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы знаем о предложении, научимся отличать предложение от слов и текста.
Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:
- что такое предложение;
- какие бывают предложения по цели высказывания и интонации;
- как определить главные и второстепенные члены предложения;
- как различить простое и сложное предложение.
Проверим и повторим всё, что мы знаем по теме «Предложение».
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит из слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.
- Предложения бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нём повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нём задаётся вопрос.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.
- В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Птицы летят в небе.
Птицы – подлежащее
Летят – сказуемое
Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения
Дует холодный ветер.
Ветер – подлежащее
Дует – сказуемое
Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
- Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
- либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
- либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).
Приведём пример.
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
Весна.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
Рано светает.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Например,
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
Контрольный модуль
Вариант 1.
Базовый уровень.
1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
- На море.
- На море бьются огромные волны.
- На море бьются огромные волны. Бешено кричат чайки.
- Установите соответствия.
Скоро закончится сеанс фильма? | Повествовательное предложение |
Береги честь смолоду. | Вопросительное предложение |
В саду поспели груши и сливы. | Побудительное предложение |
2. Правильно расставьте знаки препинания.
Береги своё здоровье______
Улетай, туча__________
Вот пришли морозы__________
Повышенный уровень.
- Прочитайте. Подчеркните повествовательное восклицательное предложение.
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
- Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
- Прочитайте. Укажите «+», какие предложения являются простыми.
- Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
- В саду поспели груши, яблоки, сливы.
- Наступила зима, пришли морозы.
Вариант 2.
Базовый уровень.
- Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
- В лесу.
- В лесу поспела черника.
- В лесу поспела черника. Нужно обязательно полакомиться этой вкусной ягодой.
- Установите соответствия.
Скоро мы пойдём гулять? | Повествовательное предложение |
Принеси мне воды. | Вопросительное предложение |
В лесу поспела морошка. | Побудительное предложение |
- Правильно расставьте знаки препинания.
Берегите своё здоровье______
Улетай, туча__________
Начались долгожданные каникулы__________
Повышенный уровень.
- Прочитайте. Подчеркните вопросительное невосклицательное предложение.
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
- Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
- Прочитайте. Укажите «+», какие предложения являются сложными.
- Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
- В саду поспели груши, яблоки, сливы.
- Наступила зима, пришли морозы.