Урок 13. Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык

3 класс

№ 13

Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.

Тема. Обобщение знаний по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение; находить в предложении словосочетание., определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • Что мы уже знаем и над чем необходимо еще поработать в теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

Научимся:

  • Самостоятельно формулировать учебные задачи;
  • Обобщать знания и умения по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Прочитаем подписи. Сравним их.

Урок 13. Знания  по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание» Урок 13. Знания  по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание» Урок 13. Знания  по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»

Кастрюля Красная кастрюля Мама варит суп в кастрюле.

Урок 13. Знания  по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»

Мы с Бобиком пошли на прогулку. Бобику очень понравился цветок. Подошёл он к нему, только хотел понюхать, а его укусила пчела. Ох, и больно бобику. Обиделся он. Пожалел я Бобика.

Проверим: на первой картинке изображена кастрюля. Это слово. На второй красная кастрюля. Это словосочетание. На третьей картинке изображено, как мама варит обед. Мама варит суп в кастрюле – это предложение. Четвертая картинка отражает понятие текст.

Сегодня на уроке мы обобщим все, что мы знаем о словосочетании, предложении, тексте. Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:

  • что такое предложение,
  • какие бывают предложения по цели высказывания и интонации,
  • как определить главные и второстепенные члены предложения,
  • как различить простое и сложное предложение,
  • что такое словосочетание, научимся определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Проверим и повторим все, что мы знаем по теме «Предложение».

  1. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.

  1. Предложения бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.

Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нем повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нем задаётся вопрос.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.

Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.

  1. В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Подлежащееглавный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Птицы летят в небе.

Птицы – подлежащее

Летят – сказуемое

Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения

Дует холодный ветер.

Ветер – подлежащее

Дует – сказуемое

Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения

По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.

  1. Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Приведем пример.

Весёлые воробьи громко кричат на улице.

В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.

Весна.

В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.

Рано светает.

В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Например,

Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.

В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.

  1. Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Пшеница (какая?) густая

Созрела (где?) в поле

Разбор заданий.

Вариант 1.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Укажи, какая из записей является словосочетанием.
  • На море.
  • На Чёрном море.
  • На море бьются огромные волны.
  • На море бьются огромные волны. Бешено кричат чайки.
  1. Установите соответствия.

Текст, который отвечает на вопрос: какой?

Текст – повествование.

Текст, который отвечает на вопрос: что случилось?

Текст – рассуждение.

Текст, который отвечает на вопрос: зачем?

Текст – описание.

  1. Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Соня выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Кричать громко

Пишет маме

Красное яблоко

Море кипит

Никита выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Страдать от горя

Мама покупает

Золотая осень

Саша играет

Кто из ребят выполнил задание правильно?

Повышенный уровень.

  1. Прочитайте. Укажите повествовательное восклицательное предложение.

В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?

  1. Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.

1.Подснежники распускаются ранней весной.

2.Весна уж наступила.

Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.

  1. Прочитайте. Укажите «+», какое предложение является простым.
  • Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
  • В саду поспели груши, яблоки, сливы.
  • Наступила зима, пришли морозы.

Вариант 2.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.

В лесу.

В лесу поспела черника.

В лесу поспела черника. Нужно обязательно полакомиться этой вкусной ягодой.

  1. Установите соответствия.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления.

Текст – повествование.

Текст, в котором описывается предмет или явление.

Текст – рассуждение.

Текст, в котором рассказывается о последовательности событий.

Текст – описание.

  1. Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Саша выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Бежать в лесу

Пишет маме

Красное яблоко

Лес дремлет

Вася выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Чертить карандашом

Белка грызёт

Пел песни

Лес шепчет

Кто из ребят выполнил задание правильно?

Повышенный уровень.

  1. Прочитайте. Подчеркните вопросительное невосклицательное предложение.

В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?

  1. Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.

1.Подснежники распускаются ранней весной.

2.Весна уж наступила.

3.Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.

  1. Прочитайте. Укажите «+», какие предложения являются сложными.
  • Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
  • В саду поспели груши, яблоки, сливы.
  • Наступила зима, пришли морозы.