Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык
3 класс
№ 13
Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.
Тема. Обобщение знаний по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение; находить в предложении словосочетание., определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- Что мы уже знаем и над чем необходимо еще поработать в теме «Текст. Предложение. Словосочетание»
Научимся:
- Самостоятельно формулировать учебные задачи;
- Обобщать знания и умения по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Прочитаем подписи. Сравним их.
Кастрюля Красная кастрюля Мама варит суп в кастрюле.
Мы с Бобиком пошли на прогулку. Бобику очень понравился цветок. Подошёл он к нему, только хотел понюхать, а его укусила пчела. Ох, и больно бобику. Обиделся он. Пожалел я Бобика.
Проверим: на первой картинке изображена кастрюля. Это слово. На второй красная кастрюля. Это словосочетание. На третьей картинке изображено, как мама варит обед. Мама варит суп в кастрюле – это предложение. Четвертая картинка отражает понятие текст.
Сегодня на уроке мы обобщим все, что мы знаем о словосочетании, предложении, тексте. Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:
- что такое предложение,
- какие бывают предложения по цели высказывания и интонации,
- как определить главные и второстепенные члены предложения,
- как различить простое и сложное предложение,
- что такое словосочетание, научимся определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Проверим и повторим все, что мы знаем по теме «Предложение».
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.
- Предложения бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нем повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нем задаётся вопрос.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.
- В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Птицы летят в небе.
Птицы – подлежащее
Летят – сказуемое
Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения
Дует холодный ветер.
Ветер – подлежащее
Дует – сказуемое
Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
- Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
- либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
- либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).
Приведем пример.
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
Весна.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
Рано светает.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Например,
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
- Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Пшеница (какая?) густая
Созрела (где?) в поле
Разбор заданий.
Вариант 1.
Базовый уровень.
- Прочитайте. Укажи, какая из записей является словосочетанием.
- На море.
- На Чёрном море.
- На море бьются огромные волны.
- На море бьются огромные волны. Бешено кричат чайки.
- Установите соответствия.
Текст, который отвечает на вопрос: какой? | Текст – повествование. |
Текст, который отвечает на вопрос: что случилось? | Текст – рассуждение. |
Текст, который отвечает на вопрос: зачем? | Текст – описание. |
- Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Соня выполнила задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Кричать громко | Пишет маме |
Красное яблоко | Море кипит |
Никита выполнил задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Страдать от горя | Мама покупает |
Золотая осень | Саша играет |
Кто из ребят выполнил задание правильно?
Повышенный уровень.
- Прочитайте. Укажите повествовательное восклицательное предложение.
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
- Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.
1.Подснежники распускаются ранней весной.
2.Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
- Прочитайте. Укажите «+», какое предложение является простым.
- Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
- В саду поспели груши, яблоки, сливы.
- Наступила зима, пришли морозы.
Вариант 2.
Базовый уровень.
- Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
В лесу.
В лесу поспела черника.
В лесу поспела черника. Нужно обязательно полакомиться этой вкусной ягодой.
- Установите соответствия.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления. | Текст – повествование. |
Текст, в котором описывается предмет или явление. | Текст – рассуждение. |
Текст, в котором рассказывается о последовательности событий. | Текст – описание. |
- Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Саша выполнила задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Бежать в лесу | Пишет маме |
Красное яблоко | Лес дремлет |
Вася выполнил задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Чертить карандашом | Белка грызёт |
Пел песни | Лес шепчет |
Кто из ребят выполнил задание правильно?
Повышенный уровень.
- Прочитайте. Подчеркните вопросительное невосклицательное предложение.
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
- Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.
1.Подснежники распускаются ранней весной.
2.Весна уж наступила.
3.Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
- Прочитайте. Укажите «+», какие предложения являются сложными.
- Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
- В саду поспели груши, яблоки, сливы.
- Наступила зима, пришли морозы.