Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Урок № 19
Раздел. Слово и словосочетание.
Тема. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; отличать устойчивое словосочетание (фразеологизм) от словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Слово, словосочетание, главное и зависимое слово, фразеологизм.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое слово, словосочетание;
Научимся:
- различать слово и словосочетание;
- образовывать из слов словосочетание;
- находить в словосочетании главное и зависимое слово.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Что в них общего и чем они отличаются?
Шкаф. Шкаф для одежды.
Альбом. Альбом для рисования.
Сумка. Кожаная сумка.
Как видно, на рисунке два разных предмета названы по-разному. Один – называет предмет, второй – уточняет, какой это предмет, для чего он нужен. В первом случае предмет назван при помощи слова, во втором случае – при помощи двух слов, связанных по смыслу и грамматически.
Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.
Вспомним, слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, когда оно имеет смысл (лексическое значение).
Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.
В толковом словаре так определяется значение следующих слов:
Альбом – книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.
Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.
Вспомним, словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Собака (какая?) злая
Пришла (куда?) в огород
Устойчивые выражения слов (словосочетаний) называют фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл: «ни свет ни заря», «прикусил язык». Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.
«Ни свет ни заря» означает рано, до рассвета.
«Прикусил» язык означает замолчал.
Смысл фразеологизмов можно объяснить с помощью словаря фразеологизмов (фразеологический словарь).
Разбор заданий
Базовый уровень.
Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
- Стольный.
- Традиция.
- Привилегия.
- Сонктмив.
Правильный ответ.
Сонктмив.
Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «простокваша».
- Густое закисшее молоко.
- Состоит из 10 букв, 10 звуков.
- Безударные гласные в слове – о, о, а.
- Молоко.
Правильный ответ.
Густое закисшее молоко.
Прочитайте. Укажите словосочетание.
- Красивый город.
- Красивый.
- За городом.
- В городе.
Правильный ответ
Красивый город.
Повышенный уровень
Укажите словосочетание, которое является фразеологизмом.
- Как воды в рот набрал.
- Воды в рот набрал.
- Прополоскал горло.
Правильный ответ:
Как воды в рот набрал.