Урок 2. Культура делового общения

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок № 2

Тема урока: Культура делового общения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— культура делового общения.

— жанры официально-делового стиля,

— правила оформления и написания текстов разных жанров официально-делового стиля,

— специфика употребления языковых средств, регламентируемая культурой делового общения.

Глоссарий по теме

Автобиография – последовательное изложение пишущим основных этапов его жизни. Составляется от первого лица.

Адресант – отправитель речи, говорящий.

Адресат – получатель, воспринимающийречь.

Деловое письмо – вид корреспонденции, направляемой от имени одной организации, учреждения и т.д. другой организации, учреждению, хотя адресована она может быть одному лицу и подписана одним лицом (такое лицо выступает в этом случае как юридическое, а не частное). Такова дипломатическая, служебная и коммерческая корреспонденция.

Доверенность – документ, удостоверяющий поручение кому-либо определенных действий, передачу определенных прав доверителя.

Документ – информацияна материальном носителе, бумага, имеющая юридическую силу.

Заявление – документ, содержащий просьбу, жалобу или предложение.

Культура делового общения – совокупность норм и правил речевого взаимодействия в рамках официально-делового стиля.

Объявление – печатное сообщение, извещение. Объявление также может быть рекламным.

Расписка – документ, фиксирующий получение составителем чего-либо.

Резюме – жанр самопредставления, включающий анкетные данные.

Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.

Стандартизация – фиксированность определенных параметров текста (набора реквизитов, их последовательности и пространственного расположения).

Характеристика – официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности кого-либо. Характеристика представляет собой краткое описание трудового пути работника, его деловых и нравственных качеств, его трудовой и общественной активности.

Основная и дополнительная литература по теме

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 — 88 с.

Дополнительная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: Учебник / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — М.: КноРус, 2012 – 424с.

2. Водина, Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, В. С. Клюев. — М.: Флинта, Наука, 2012 -315 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Официально-деловой стиль используется в сфере деловых отношений. Культура делового общения – совокупность норм и правил речевого взаимодействия в рамках официально-делового стиля. Участниками делового общения могут быть две организации, человек и организация.

В основе делового стиля лежат стандартизация, информативность, логичность и этикет. К жанрам официально-делового стиля относятся заявление (содержит просьбу), доверенность (поручение действий, передача прав), расписка (фиксирует получение чего-либо), объявление (сообщение, извещение, реклама), характеристика (внешний отзыв о служебной, общественной деятельности кого-либо), деловое письмо (средство установления официальных, служебных контактов, обмена информацией), резюме (краткая профессиональная самоаттестация), автобиография (изложение основных этапов жизни от первого лица).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

В каком жанре официально-делового стиля положительные качества сотрудника описывает не он сам, а его начальство?

А. Резюме.

Б. Автобиография.

В. Характеристика.

Г. Доверенность.

Решение:В.

Задание 2.

Восстановите последовательность элементов при оформлении заявления.

  1. От учителя математики

Севрюгиной Н. В.

  1. Директору ГБОУ СОШ № 53

Филатову С. Т.

  1. 25.08.2018 Севрюгина.
  2. Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью два календарных дня с 31.08.2018 г. по 01.09.2018 г.
  3. Заявление.

Решение: 2, 1, 5, 4, 3.

Задание 3.

Выделите правильные варианты из предложенных на месте пропусков во фрагменте делового письма.

Дорогая/ Уважаемая Луиза Андреевна!

Приносим прощение/ извинения за задержку оплаты за предоставленные услуги по доверенности/ договору № 45 от 15.03.2017 г. и гарантируем/ обещаем, что переведём всю сумму в полном объёме не позднее 15.04.2017.

Решение:

Дорогая/ Уважаемая Луиза Андреевна!

Приносим прощение/ извинения за задержку оплаты за предоставленные услуги по доверенности/ договору№ 45 от 15.03.2017 г. и гарантируем/ обещаем, что переведём всю сумму в полном объёме не позднее 15.04.2017.