Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как устно вычислять разность двузначного круглого числа и двузначного числа на основе замены числа суммой удобных слагаемых?
Глоссарий по теме:
Двузначные числа — это числа в записи, которых используется две цифры.
Алгоритм — последовательность действия (шагов).
Вычитание — математическая операция по вычитанию из целого части. На письме обычно обозначается с помощью знака «минус».
Сумма удобных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы двух чисел, одно из которых 10.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.62.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.44.
- Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.22.
- Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.29.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте научимся вычитать двузначное число из круглого числа.
Для этого нужно вспомнить, как дополнить до десяти числа первого десятка. Сколько единиц вы прибавите к числу?
К одному прибавим девять, 1 + 9 = 10
К двум – прибавим восемь, 2 + 8 = 10
К трём – прибавим семь, 3 + 7 = 10
К четырём – прибавим шесть, 4 + 6 = 10
К пяти – прибавим пять. 5 + 5 = 10
Решите пример: 30 – 6 =
Выполните вычисления устно, используя известное правило. Вы легко справляетесь с заданием, используя правило. Заменим число тридцать суммой удобных слагаемых, одно из которых десять.
(20 + 10) – 6 =
Удобно из десяти вычесть шесть, а к результату прибавить двадцать.
(10 – 6) + 20 =
К четырём прибавим двадцать, получится двадцать четыре.
4 + 20 = 24
А теперь попробуем вычесть из двузначного числа двузначное. Найдём разность чисел 60 и 24.
60 – 24 =
Обнаружилась проблема, предыдущего алгоритма вычисления не хватает, т.к. вычитаем двузначное число.
В числе 60 шесть десятков и нет отдельных единиц. Всего в числе 60 единиц. Будем вычитать число 24 – два десятка и четыре единицы. Вы помните, что десятки вычитаем из десятков, единицы из единиц.
Поэтому число двадцать четыре будем вычитать по частям: сначала десятки, потом единицы. Из шести десятков вычтем два десятка, осталось четыре десятка.
Надо вычесть ещё четыре единицы. Один десяток – это десять единиц. Из 10 вычесть 4, будет 6. Осталось три десятка. 30 и 6 единиц – это 36.
Теперь запишем эти вычисления. Представим число 24 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 4. Из 60 вычтем 20, и ещё вычтем 4. 40 минус 4, будет 36.
60 – 24 = 60 – (20 + 4) = (60 – 20) – 4 = 40 – 4 = 36
Вывод: Чтобы из круглого двузначного числа вычесть двузначное, надо заменить двузначное число суммой разрядных слагаемых, затем из десятков вычитаем десятки, а из полученного результата вычитаем единицы.
Тренировочные задания.
1. Подберите числа в выражение, чтобы равенство было верным.
50 – 13 = (50 – ) – 3 = – 3 = 37
Правильные ответы:
50 – 13 = (50 – ) – 3 = – 3 = 37
2. Выберите правильный способ нахождения значения каждого из выражений.
70 – 57 = | 70 – (50 + 7) = (70 – 50) – 7 = 20 – 7 = 13 |
70 – (50 + 7) = (70 – 50) + 7 = 20 + 7 = 27 | |
50 – 19 = | 50 – (10 + 9) = (50 – 10) + 9 = 40 + 9 = 49 |
50 – (10 + 9) = (50 – 10) – 9 = 40 – 9 = 31 |
Правильные ответы:
70 – 57 = | 70 – (50 + 7) = (70 – 50) – 7 = 20 – 7 = 13 |
70 – (50 + 7) = (70 – 50) + 7 = 20 + 7 = 27 | |
50 – 19 = | 50 – (10 + 9) = (50 – 10) + 9 = 40 + 9 = 49 |
50 – (10 + 9) = (50 – 10) – 9 = 40 – 9 = 31 |