Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок № 24
Обстоятельство
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Обстоятельство как второстепенный член предложения.
- Способы выражения обстоятельств.
Тезаурус
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.
Дополнительная литература:
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.
2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.
3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.
Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.
Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).
Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.
Вернёмся к нашим предложениям.
Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.
Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?
Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.
К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет – дополнение.
Это хорошо видно в следующих предложениях.
В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Виды обстоятельств по значению.
Вид | Вопросы | Примеры |
Образ действия | как? каким образом? | Дети громко смеялись. |
Меры и степени | как? в какой степени? | Мы устали до изнеможения. |
Места | где? куда? откуда7 | Все вокруг ликовали. |
Времени | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? | Они занимались целый день. |
Условия | при каком условии? | При желании каждый может прочитать эту книгу. |
Причины | почему? отчего? | Мы не пошли в лес из-за дождя. |
Цели | зачем? для чего? | Она приехала подлечиться. |
Уступки | несмотря на что? вопреки чему? | Несмотря на усталость, мы с удовольствием поужинали. |
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Единичный / множественный выбор
Определите, каким членом предложения является слово из разведки в предложении.
Три солдата возвращались из разведки.
дополнение
обстоятельство
Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое и задаём от него вопрос: возвращались откуда? из чего? из разведки. Можно задать два вопроса: смысловой и падежный. Смысловой вопрос для синтаксиса важней, следовательно, перед нами обстоятельство места.
Ответ: обстоятельство
- Выделение цветом.
Выделите зелёным цветом обстоятельство. Определите его тип. Выделите верный ответ жёлтым цветом.
Мы прочитали книгу от корки до корки. (место, время, образ действия)
Разбор задания: Находим сказуемое и задаём от него вопрос. Прочитали( как?) от корки до корки. Перед нами обстоятельство, выраженное фразеологизмом. На вопрос «как?», «каким образом?» отвечает обстоятельство образа действия.
Ответ:
Мы прочитали книгу от корки до корки. (место, время, образ действия).