Конспект урока
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 27
Тема урока: «Жить-Родине служить. Согласный звук [Й’] и буква И краткое».
Цель урока: это знакомство с особенностями согласного звука [Й].
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков определения количества
слогов, букв и звуков в словах.
- Формирование умений различать согласный звук[й’] и гласный звук [и], различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами,
- Формирование умения использовать на письме правило переноса слов с буквой «и краткое».
Развивающие:
- Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
- Развитие аналитического мышления.
- Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
- Аккуратность.
Урок посвящен знакомству с особенностями согласного звука (Й). В ходе урока учащиеся узнают правила переноса на письме слов с буквой «и краткое» (чай-ка), смогут различать согласный звук[й’] и гласный звук [и] способы обозначения согласного звука [й’] буквами, а также узнают много нового о звуке-невидимке [й’]. Учащиеся смогут определять количество слогов, букв и звуков в словах.
На уроке ты научишься:
1.Различатьсогласный звук[й‘] и гласный звук [и].
2.Различать способы обозначения согласного звука [й‘] буквами.
3.Работатьсо страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й‘].
4.Использовать на письме правило переноса слов с буквой «и краткое» (чай-ка).
5. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Основные термины и понятия:
1. Гласные звуки – состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.
2.Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.
3.То, что мы слышим – звук.
4.То, что мы пишем – буква.
5. Звук [й] – согласный звонкий, всегда мягкий.
Основная и дополнительная литература:
* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 3
Текст вопроса:
Найди правильные характеристики звука[й]. Выбери все правильные ответы.
Варианты ответов:
а) это гласный звук
б) это согласный звук
в) имеет только одно буквенное обозначение
г) без гласного он не образует слога, поэтому и переносить его отдельно от гласной буквы нельзя.
д) можно переносить без гласной буквы.
ТВ-6
Произноси слова вслух. Где буква Е обозначает звук [й], а где нет? Соедини слова со звуками.
Мебель
Метла
Место
Если [й]
Еловый
Ежевика [э]
Енот
ТВ-10
Текст вопроса:
Текст вопроса:
Прочитай текст и выпиши все слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я и Й обозначают звук [й]. Слова не должны повторяться.
У меня есть дедушка. На войне он был снайпером. Дедушка участвовал в Параде Победы. У него есть медаль «За отвагу». Моя мама говорит про дедушку так: «Сам стар, а душа молодая».
ТВ-14
Текст задания:
Прочитай отрывки из сказок. Выпиши в левую колонку все слова, где звук [й], выражен буквой Й, а в правую – звук [й], выражен буквами Е, Ё,Ю, Я. Если слова повторяются, не переписывай их.
Снежинки окружают её густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке.
Г. Х. Андерсон «Снежная Королева».
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!»
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
К. И.Чуковский «Айболит»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!
К. И. Чуковский «Бармалей»
Звук [й], выраженный буквой Й | Звук [й], выраженный буквами Е, Ё,Ю, Я |
ТВ-16
Текст задания:
Составьте текст о ваших родственниках, которые учавствовали в Великой Отечественной Войне. Озоглавьте его «Жить-Родине служить».