Урок 29. Знания по разделу «Слово в языке и речи»

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык

3 класс

№ 29

Раздел.

Слово и слог. Звуки и буквы.

Тема. Обобщение знаний по разделу «Слово в языке и речи».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что мы можем рассказать о слове; определять лексическое значение слова, указывать, является синонимом, антонимом, омонимом, приводить примеры однокоренных слов, определять орфограммы в слове, выполнять звукобуквенный разбор слова.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Лексическое значение слова, орфограмма слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, сочетаемость слова, звукобуквенный разбор слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • какие словари помогут рассказать о слове;
  • что такое звукобуквенный разбор слова;

Научимся:

  • рассказывать о слове, используя различные словари;
  • выполнять звукобуквенный разбор слова;
  • определять синонимы, антонимы, омонимы;
  • находить орфограммы в слове.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим книги. О чем рассказывают эти книги? Какую информацию могу дать?

Урок 29. Знания  по разделу «Слово в языке и речи» Урок 29. Знания  по разделу «Слово в языке и речи» Урок 29. Знания  по разделу «Слово в языке и речи» Урок 29. Знания  по разделу «Слово в языке и речи» Урок 29. Знания  по разделу «Слово в языке и речи»

Сегодня на уроке

Узнаем:

  • какие словари помогут рассказать о слове;
  • что такое звукобуквенный разбор слова;

Научимся:

  • рассказывать о слове, используя различные словари;
  • выполнять звукобуквенный разбор слова;
  • определять синонимы, антонимы, омонимы;
  • находить орфограммы в слове.

На иллюстрациях изображены словари. Они могут много рассказать о слове.

Например, орфографический – как правильно написать слово, толковый – что означает слово (смысл слова); этимологический — происхождение слова; синонимов – какие синонимы можно подобрать к искомому слову; антонимов – какие противоположные по значению слова можно подобрать к данному слову.

Попробуем рассказать все что можно о слове – снежинка.

Снежинка —  снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочек или шестиугольных пластинок.

В слове снежи̒нка ударение падает на второй слог. Значит безударным будет е в корне слова и а на конце слова.

Проверим первый безударный гласный.

Снежинка – снег.

Синоним к слову снежинка – кристаллик, пушинка.

Антоним к слову снежинка – капель.

Происходит от слова снег.

Выполним звуко-буквенный разбор слова снежинка.

Сначала определим план разбора.

  1. Произнесём слово. Определим, сколько в слове слогов.
  2. Определим ударный слог. Произнесём слово, выделяя ударный слог.
  3. Произнесём, выделяя голосом каждый звук в слове по порядку.
  4. Определим, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой; твёрдый или мягкий; парный или непарный. Назовём букву, которой обозначается каждый звук.
  5. Сделаем вывод о количестве звуков и букв в слове.

Приведем образец рассуждения.

  1. В слове снежинка три слога, так как 3 гласных. Звуки в слове можно обозначить так: [сн’эжынка].
  2. Называю звуки по порядку6

[с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный; обозначается буквой «эс».

[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эн».

[э] – гласный, безударный, обозначается буквой «е».

[ж] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «жэ».

[ы] – гласный, ударный, обозначается буквой «и».

[н] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный, обозначается буквой «эн».

[к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «ка».

[а] – гласный, безударный, обозначается буквой «а».

В слове снежинка 8 букв, 8 звуков.

Приведем пример письменного звуко – буквенного разбора слова.

Снежинка — [сн’эжынка]. 3 слога.

с — [с] – согл., гл., парн., тв., парн..

н — [н’] – согл., зв., непарн., мягк., парн..

е — [э] – гл., безуд..

ж — [ж] – согл., зв., парн., тв., непарн..

и — [ы] – гласн., уд..

н — [н] – согл., зв., непарн., тв., парн..

к — [к] – согл., гл., парн., тв., парн..

а — [а] – гласн., безуд..

8б., 8 зв.

Разбор заданий

Прочитайте. Укажите, о каком слове идёт речь

Кушанье из творога или с творожной начинкой.

  1. Таволга.
  2. Сырник.
  3. Юбилей.

Правильный ответ

Сырник.

Укажите синоним к слову работать.

  1. Двигаться.
  2. Поехать.
  3. Трудиться.

Правильный ответ

Трудиться.

Установите соответствия.

Имя существительное

Четыре

Имя прилагательное

Четвёртый

Имя числительное

Четвёрка

Глагол

Учетверить

Правильный ответ

Имя существительное

Четвёрка

Имя прилагательное

Четвёртый

Имя числительное

Четыре

Глагол

Учетверить

Повышенный

Укажите слово, которое представлено в переносном значении.

  1. Серые тучи
  2. Серый день
  3. Серое платье
  4. Серая машина.

Правильный ответ

Серый день