Урок 3. Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык.

11 класс.

Урок № 3.

Тема: Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

Перечень рассматриваемых вопросов

Урок посвящён теме «Словосочетание и простое предложение».На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о словосочетании и простом предложении, их строении, о типах словосочетания и простом осложненном предложении, овладеют способами распознавания разных типов словосочетания, повторят правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, научатся отличать типы простых предложений, опознавать и классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании и простом предложении.

Обучающиеся научатся соблюдать основные синтаксические и пунктуационные нормы при построении словосочетания и предложения; находить и исправлять ошибки в области управления и согласования, употребления однородных членов предложения, обособленных членов предложения.

Тезаурус

Словосочетание — соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.);

Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи, оформляется в конце точкой, восклицательным, вопросительным знаками или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы».

Учебник

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература:

1. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике// Виноградов В. В — М., 1975

2. Лекант П.А., Современный русский язык-3 изд. // Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. М.,2002

3. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.

4. Современный русский язык./под ред. Розенталя Д.Э. — 8 изд., М., 2015

5. Шанский Н.М..Тихонов А.Н. Современный русский язык. М.,1987

Материал для самостоятельного изучения

Вывод: В словосочетаниях и простых осложнённых предложениях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того чтобы правильно понимать смысл высказывания ( словосочетания или предложения), надо соблюдать СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ построения словосочетания или предложения, верно офорлять свое высказывание грамматически.

Основные признаки словосочетания

Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос

От первого слова ко второму протягивается вопрос:

Солнце КАКОЕ? яркое

Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке

Петь КАК? громко

По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

Повторение видов осложнения простого предложения:

1) Простое предложение, осложнённое однородными членами

На дорожке парка лежали жёлтые, красные, бурые осенние листья.

2) Простое предложение, осложнённое обособленным определением

Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской.

3) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством

Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

4) Простое предложение, осложнённое обращением или вводными конструкциями

По мнению здешних ученых этот провал не что иое, как угасший кратер вулкана.

5) Простое предложение, осложнённое уточняющими членами предложения

Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой природе, к родной земле.

6) Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением

Взгляд далеко обнимаетпространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разнообразной травы да однообразных цветов.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Задание 1. Ребус – соответствие

Установите соответствие между предложениями, обозначенными цифрами, и грамматическими ошибками, допущенными в них, обозначенных буквами.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.

6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.

8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.

9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.

Правильный вариант: А 3, Б 9, В 4, Г 5, Д 7

Задание 2. Единичный выбор

Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.

1) Вопреки указанию

2) Согласно распоряжению

3) Кроме двух последних страниц

4) Благодаря долгого ожидания

5) Вместо знакомой равнины

Правильный вариант

4

Подсказка

Предлог «благодаря» применяется при управлении существительного в дательном падеже