Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 32. Таблица сложения
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых).
 - Таблица сложения чисел первого десятка.
 - Проверка сложения приёмом прибавления по частям.
 - Выбирать удобный способ сложения.
 - Решение задач на разностное сравнение.
 
Глоссарий по теме
Таблица сложения чисел первого десятка.
Применение удобного способа сложения чисел..
Переместительное свойство сложения.
Ключевые слова
Таблица сложения; удобный способ сложения; задачи на разностное сравнение; прибавление по частям, переместительное свойство сложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 16 – 17.
 
2.Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 2 ч.– М.: Просвещение, — С. 9 – 10.
На уроке мы узнаем, как прибавлять число по частям, опираясь на знания состава числа. Научимся составлять таблицу сложения чисел первого десятка. Сможем, использовать переместительное свойство сложения и выбирать удобный способ сложения.
Основное содержание урока
Рассмотрите картинку. Какие яблоки лежат на тарелках?
На тарелках лежат красные и зелёные яблоки.
    

А теперь что случилось?
Яблоки высыпали из двух тарелок в одну корзину.
Какое арифметическое действие нужно применить, чтобы узнать сколько яблок в корзине?
Сложение.
Итак, к красным яблокам нужно прибавить зелёные. Получается целая корзина яблок.



  
Сколько красных яблок?
Красных яблок три.
Сколько зелёных яблок?
Зелёных яблок семь.
С каким способом прибавления чисел вы познакомились на прошлом уроке?
Способом перестановки слагаемых.
Как это может пригодиться при нахождении количества яблок в корзине?
Удобнее к большему числу прибавить меньшее, а не наоборот.
Как мы будем находить количество красных и зелёных яблок?
Мы к зелёным прибавим красные, так как три меньше семи.
Как к семи прибавить три удобным способом?
Можно сначала к семи прибавить один получится восемь, а затем, прибавить ещё два получится десять.
Посмотрите на изображение, здесь записаны в столбик числа от одного до пяти.
Предлагаю, к каждому из этих чисел прибавить число пять.
1 + 5 =
2 + 5 =
3 + 5 =
4 + 5 =
5 + 5 =
Ответ:
1 + 5 = 6
2 + 5 = 7
3 + 5 = 8
4 + 5 = 9
5 + 5 = 10
Аналогично предлагаю прибавить числа 6, 7, 8, 9.
Что у нас получилось?
Мы получили таблицу сложения, которую необходимо запомнить.
Тема нашего урока: Таблица сложения.
+ 5  | + 6  | + 7  | + 8  | + 9  | 
1 + 5 = 6 2 + 5 = 7 3 + 5 = 8 4 + 5 = 9 5 + 5 = 10  | 1 + 6 = 7 2 + 6 = 8 3 + 6 = 9 4 + 6 = 10  | 1 + 7 = 8 2 + 7 = 9 3 + 7 = 10  | 1 + 8 = 9 2 + 8 = 10  | 1 + 9 = 10  | 
Давайте рассмотрим таблицу сложения чисел первого десятка.
  
По горизонтали и вертикали записаны части чисел, а во внутренней части целые. Таблица имеет форму треугольника. (Под голос диктора, горизонтальная часть, а затем вертикальная визуально увеличиваются).
Назовите слагаемые одинаковых выделенных чисел. Что вы заметили?
Слагаемые равны, но записаны в разном порядке. (Визуально увеличиваются одинаковые результаты и их слагаемые).
Зачем таблица разделена цветом на две части? ( В каждой части записаны суммы с одинаковыми слагаемыми).
Решите примеры, пользуясь таблицей сложения.
Примеры поочерёдно появляются на экране, при этом визуально увеличиваются компоненты и полученный результат.
4 + 5 = , 6 + 3 = , 8 — 5 = , 9 — 7 = .
Как вы думаете, нужна ли нам такая таблица?
С помощью такой таблицы можно очень быстро решать примеры не только на сложение, но и на вычитание.
Разбор тренировочных заданий.
Света придумала 6 примеров на сложение и 4 примера на вычитание. Поставьте вопрос в задаче так, чтобы она решалась вычитанием. Придумайте два способа.
Ответ:
1. На сколько больше примеров на сложение, чем на вычитание придумала Света?
2. На сколько меньше примеров на вычитание, чем на сложение придумала Света?
Решение: 6 — 4 = 2 (примера)
Ответ: на 2 примера.
Распределите геометрические фигуры по признакам.

Запишите номера фигур в таблицу:

Ответ:

Сформулируйте вопрос в задаче так, чтобы она решалась вычитанием.
Решите задачу.
На одной тарелке лежало 6 груш, а на другой 5 яблок.
……… ………… больше, чем …………?

Измените, вопрос к задаче так, чтобы решение оставалось прежним.
На одной тарелке лежало 6 груш, а на другой 5 яблок.
……… ………. ………., чем ……….?
Ответ:
На одной тарелке лежало 6 груш, а на другой 5 яблок.
На сколько груш больше, чем яблок?

На одной тарелке лежало 6 груш, а на другой 5 яблок.
На сколько яблок меньше, чем груш?
Сравните примеры в каждом столбике. Определите, по какому признаку они составлены. Запишите ещё по одному примеру.

Ответ:

Раскрась круги в два цвета, красный и зелёный, так, чтобы в первом ряду красных кругов было на 2 больше, чем зелёных, а во втором – красных на 4 меньше, чем зелёных.

Ответ:

Вставьте пропущенные числа.

Ответ:

Запишите длину каждого отрезка.

На сколько сантиметров самый длинный отрезок больше самого короткого? Запишите решение.

Ответ:


Соедините выражения с теми рисунками, по которым можно составить задачи с такими решениями.

Ответ:

Впишите в «окошки» пропущенные числа.

Ответ:

Вставьте недостающие данные:
У Наташи было 2 монеты:  Сколько всего рублей было у Наташи?  | 
У Наташи было рублей. Она купила тетрадь за 6 рублей. Сколько рублей осталось у Наташи?
Решите задачу.

Какими монетами Наташе дали сдачи в магазине? Заполните таблицу всевозможными вариантами.
Сдачи.  | |
1  | |
2  | |
3  | |
  | |
Ответ:

Сдачи.  | |
1  | 
  | 
2  | 
  | 
3  | 
  | 
  | |
Отметьте верный ответ . Какую тетрадь купила Наташа, если она выбрала не голубую, не зелёную и не красную?

Ответ:

Выполните записи к картинкам:
Все надписи сделаны неверно. Известно, что в банке не мёд. Запиши, что налито в банку, что – в туесок, а что – в кадку.

Ответ:

Подсказка: Значение слов «туесок» и «кадка» вы можете посмотреть в электронном словаре.
Определите место каждого ребёнка в хороводе. Запишите буквы в кружочки.
Сергей, Захар, Миша, Даша и Оля водят хоровод. Сергей справа от Даши, Захар между Дашей и Олей. Слева от Оли Миша. Обозначьте детей буквами Сергей — С, Оля — О, Миша — М, Даша — Д, Захар — З и запишите буквы в кружочки.

Ответ:




Урок 32. Таблица сложения
  
.
 
  
 
  
 
 
 

 