Урок 34. Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 34

Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания.
  2. Структурные типы простого предложения.
  3. Простое осложнённое предложение.
  4. Основные разделы пунктуации.

Тезаурус

Синтаксис раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.

Пунктуация раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 119

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.151

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, их роль в речи.

Основной единицей синтаксиса является предложение. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Предложение содержит высказывание (мысль) о чём-то или о ком-то.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные или вопросительные.

По интонации: восклицательные или невосклицательные.

Предложение не может существовать без грамматической основы. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чём идёт речь в предложении. Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.

По составу грамматической основы принято выделять односоставные и двусоставные предложения. Односоставные предложения – это предложения, в которых есть только один главный член предложения. Двусоставные предложения – это предложения, в которых есть и подлежащее и сказуемое.

Урок 34. Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматических основы).

Урок 34. Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства.

Урок 34. Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

По наличию второстепенных членов предложения бывают распространённые и нераспространённые. Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

Также предложения могут быть осложнёнными или неосложнёнными. Осложняют простые предложения однородные члены и обращение.

Пунктуация – это часть правописания, наряду с орфографией.

Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания. Все пунктуационные правила делятся на четыре группы:

– знаки препинания в конце предложения;

– знаки препинания внутри простого предложения;

– знаки препинания между частями сложного предложения;

– знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В 5 классе вы разобрали несколько пунктуационных правил.

Пунктуационное правило

Пример

Тире между подлежащим и сказуемым.

Детство – это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. (В. Санин)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат. (В.А. Жуковский)

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Вот что, князь, тебя смущает? (А. Пушкин)

Знаки препинания между частями сложного предложения.

Вдруг ветер с севера завоет, метель с морозом налетит. (К. Аксаков)

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

«Где ты был?» – поинтересовалась мама.

Теоретический материал для углубленного изучения

Простое осложнённое предложение.

Простое предложение может быть осложнено вводными словами.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к происходящему.

Вводные слова могут вносить в предложение разные значения: неуверенность, сомнение, чувства радости и огорчения. Они помогают структурировать своё высказывания.

Вводные слова (как и обращения) не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от членов предложения.

Урок 34. Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

В устной речи вводные слова выделяются паузами, а на письме запятыми. Вводные слова могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. Схемы предложений с вводными словами выглядят следующим образом.

Урок 34. Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Укажите, какое из этих предложений нераспространённое?

1. Рощи вспыхнули вдали.

2. Блекнут травы.

3. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.

Разбор задания: Вспоминаем, что нераспространённым называется предложение, в котором есть только грамматическая основа, т. е. подлежащее и сказуемое. Находим грамматические основы во всех предложениях. В 1 предложении: рощи вспыхнули. Кроме грамматической основы здесь есть второстепенный член – обстоятельство. Это предложение распространённое. 2 предложение: травы блекнут. Кроме грамматической основы нет больше членов предложения. Это предложение нераспространённое. Проверим 3 предложение: я прощаюсь. В нём есть второстепенные члены. Это распространённое предложение.

Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом грамматические основы в предложениях.

Земля – наш общий дом.

Небо чистое.

Кудри берёз расчёсывает ветер.

Разбор задания: В первом предложении говорится о земле – это подлежащее. Земля (это что?) дом. Грамматическая основа: земля – дом. Во втором предложении идёт речь о небе. Это подлежащее. Небо (каково?) чистое. Грамматическая основа: небо чистое. В третьем предложении идёт речь о том, что ветер расчёсывает кудри берёз. Грамматическая основа: ветер расчёсывает.

Ответ: Земля – наш общий дом. Небо чистое. Кудри берёз расчёсывает ветер.