Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 39. Состав числа 9. Вычитание вида 9 – □
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Состав числа 9.
- Вычитание вида 9 – □.
Глоссарий по теме
Чтобы вычесть из числа 9, нужно сначала вспомнить состав числа, записать пример-помощник и применить правило.
Ключевые слова
Вычитание, прием вычитания, состав числа.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч. С.32
Мы узнаем о вычитания из числа 9. Научимся вычитать из числа 9. Сможем выполнять вычитание с основой на состав числа 9.
Основное содержание урока
Ил.
Рассмотрите рисунок. Составьте задачу по картинке. На роликах в парке катались 9 медвежат. Семь медвежат устали и решили вернуться домой. Сколько медвежат остались в парке? Как можно решить эту задачу? Из общего количества медвежат, которые катались в парке, вычесть количество медвежат, которые решили вернуться домой, т. е. девять минус семь. Как можно найти значение этого выражения. Можно вычесть по частям: девять минус четыре получается пять, из пяти вычесть три получается два.
Будем учиться вычитать по-другому: вспомним, что девять – это два и (пауза) семь. Запишем этот пример-помощник: 9 = 2 + 7. Как можно было по-другому справиться с этим примером? Мы знаем, что если из суммы вычесть слагаемое семь, то получим другое слагаемое — два, значит девять минус семь равно два.
Прочитайте равенство, используя слова «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Уменьшаемое-девять, вычитаемое-семь, разность-два. Что интересного заметили? В примере-помощнике число 9 – сумма, а в нашем примере 9 – уменьшаемое. В примере-помощнике число 7 – слагаемое, а в нашем примере 7 – вычитаемое. В примере-помощнике число 2 – слагаемое, а в нашем примере 2 – разность.
Как будете рассуждать при решении таких примеров? Сначала запишем пример-помощник, затем вспомним, что если из суммы вычесть слагаемое, то получится второе слагаемое. Что нужно хорошо знать, чтобы выполнять такие вычисления? Нужно хорошо знать состав числа, компоненты действия сложения и связь между ними и результатом.
.
Разбор тренировочных заданий
Составьте пару «пример»-«карточка»
9-4 | |
9-2 | |
9-3 |
Правильный ответ:
9-2 | |
9-3 | |
9-4 |
Подсказка: Обратите внимание на количество кружков.
Выделите цветом неверное равенство.
А) 9 = 5 +4
Б) 9 = 8 + 1
В) 9 – 5 = 4
Г) 9 – 8 = 2
Правильный ответ:
Г) 9 – 8 = 2
Подсказка: Вспомните состав числа 9.