Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 39
Тема урока: «Что такое твёрдые и мягкие согласные звуки и какие буквы нужны для их обозначения?»
Цель урока: это знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками и буквами, нужными для их обозначения.
Задачи:
Познавательные:
- Научиться правильно определять на слух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
- Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
- Научиться объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
Развивающие:
- Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
- Развитие аналитического мышления.
- Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
- Аккуратность.
Урок посвящен знакомству с твёрдыми и мягкими согласными звуками и буквами, которые нужны для их обозначения. В ходе урока учащиеся узнают буквы, которые нужны для обозначения твёрдых и мягких согласных. Учащиеся смогут правильно определять на слух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки, а также различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
На уроке вы:
1. Узнаете, что такое твёрдые и мягкие согласные звуки и какие буквы нужны для их обозначения.
2.Научитесь различать согласные по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком.
3.Сможете самостоятельно определять на слух и самостоятельно правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
Основные термины и понятия:
1.Твёрдый согласный звук – это тот звук, который мы произносим твёрдо. Всегда получается, если после согласного звука стоят буквы а , о, у, ы, э.
2. Мягкий согласный звук – это тот звук, который мы произносим мягко, ласково. Всегда получается, если после согласного стоят буквы и, е, ю, я, ь
Основная и дополнительная литература:
* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 1
Текст задания: Твёрдыми и мягкими могут быть….?
Варианты ответа:
а) гласные и согласные звуки
б) только парные звуки
в) только согласные звуки
г) только гласные звуки
ТВ-2
Текст вопроса:
Заполните таблицу. Распределите все слова в таблицу. В колонку «мягкие звуки» запишите слова, в которых есть мягкий согласный звук, в колонку «твёрдые звуки» запишите слова, в которых есть твёрдый согласный звук и так далее.
Мягкие звуки | Твёрдые звуки | Звуки, у которых нет пары | Слова с мягким знаком |
Мяч, лес, корь, цыплёнок, весна, школа, пирог, кот, кит, дом, том, сирень, конь, нос, июнь, жук, чаща, шесть
ТВ-3
Вам необходимо описать картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком.
А. (Изображение ветки сирени)
Б (Изображение словаря)
В. (Изображение школьного учителя)
ТВ-4
Соедините пары по твёрдости-мягкости.
[б] [з`]
[в] [х`]
[д] [т`]
[з] [ф`]
[ф] [д`]
[т] [б`]
[х] [в`]
ТВ-5
Текст вопроса:
Для этого задания необходим голос диктора, который будет произносить слова. Формат слухового диктанта. Ребёнок слушает слово, затем выписывает в необходимую строчку. На экране две колонки, над одной колонкой надпись: корзина с овощами, в названиях которых только мягкие звуки, над другой колонкой надпись: корзина с овощами, в названиях которых твёрдые звуки.
Послушай названия овощей и разложи их по разным корзинам. В одну корзину положи овощи, в которых слышишь какие-либо мягкие звуки. В другую корзину положи овощи, в названиях которых ты слышишь твёрдые звуки.
Слова: капуста, тыква, баклажан, лук, свёкла, репа, помидор¸ огурец
ТВ-6
Текст вопроса:
Расскрасьте те слова, в которых все звуки твёрдые.
Необходимы рисунки для раскрашивания: лось, булка, льдина, торт, мяч, кот,