Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №4. Свойства и график функции .
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
- Изучение свойств графика функции ;
- Определение промежутков монотонности, наибольшего и наименьшего значения, нулей функции ;
- Определение свойств и положение графика тригонометрических функций вида и
- Построение графика функции
- Объяснять зависимость свойств и положения графика функции вида и от значения коэффициентов а, k, b;
- Демонстрирование уверенного владения свойствами функции .
Глоссарий по теме
Синусоидой называется множество точек плоскости, которое в некоторой системе координат является графиком функции , где a≠0.
Число │a│ называется амплитудой.
Основная литература:
Колягин М.В. Ткачева Ю.М., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. М.: Просвещение, 2010.–336 с.
Дополнительная литература:
Шахмейстер, А.Х. Тригонометрия / А.Х. Шахмейстер.— СПб.: Петроглиф, 2014. — 750 с.
Открытые электронные ресурсы:
Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ege.fipi.ru/
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы говорили о свойствах графика косинуса:
1) область определения функции – множество R всех действительных чисел;
2) Множество значений функции – отрезок [–1;1];
3) Функция косинуса периодическая, ;
4) Функция чётная;
5) Функция принимает:
- значение, равное 0, при ;
- наименьшее значение, равное –1, при
;
- наибольшее значение, равное 1, при ;
6) Функция
- возрастает на отрезке и на отрезках, получаемых сдвигами этого интервала на .
Давайте сравним их со свойствами графика синуса, а для начала определим следующие моменты:
- При движении точки до первой четверти ордината увеличивается;
- При движении точки по второй четверти ордината постепенно уменьшается;
- Функция возрастает на отрезке и убывает на отрезке .
Свойства функции :
1) D(y) =R;
2) E (y) =[–1;1];
3) Период функции равен ;
4) Функция чётная/нечётная;
5) Функция принимает:
- значение, равное 0, при ;
- наименьшее значение, равное –1, при ;
- наибольшее значение, равное 1, при ;
- положительные значения на интервале (0;) и на интервалах, получаемых сдвигами этого интервала на ;
- отрицательные значения на интервале и на интервалах, получаемых сдвигами этого интервала на .
6) Функция
- возрастает на отрезке и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на ;
- убывает на отрезке и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на .
Изменяя амплитуду и значение аргумента функции синуса график ведет себя следующим образом (рис.1)
Рис. 1 – графики синуса
Сдвиг графика влево/вправо вдоль оси абсцисс
Если к аргументу функции добавляется постоянная, то происходит сдвиг (параллельный перенос) графика вдоль оси Ох.
Правило:
1) чтобы построить график функции , нужно сдвинуть график вдоль оси Ох на b единиц влево;
2) чтобы построить график функции , нужно график сдвинуть вдоль оси ОХ на b единиц вправо.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Актуализация знаний
1. На следующие утверждения нужно ответить верно/неверно.
1) Тригонометрическая функция определена на всей числовой прямой.
2) График нечетной функции можно построить с помощью преобразования симметрии относительно оси Оу.
3) График тригонометрической функции можно построить, используя одну главную полуволну.
Ответ: верно, неверно, верно.
2. Вспомним, что мы уже знаем о функции , ответив на вопросы:
1) Какие значения может принимать переменная х. Какова область определения этой функции?
2) В каком промежутке заключены значения выражения . Назови наибольшее и наименьшее значения функции .
3) Функция синуса чётная или нечётная?
Ответ:1) 𝑥∈𝑅; 2) [–1;1]; 𝑦𝑚𝑎𝑥=3, 𝑦𝑚𝑖𝑛=–3; 3) чётная;
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля:
Пример 1. Найдем все корни уравнения , принадлежащие отрезку .
Построим графики функций и (рис. 6)
Рис. 7 – графики функций и .
Графики пересекаются в четырёх точках, абсциссы которых являются корнями уравнения . На выбранном отрезке от корни уравнения симметричны: и . Из рисунка видно, что симметричность корней объясняется периодичностью функции: аналогично для
Ответ: ; .
Пример 2.Найти все решения неравенства , принадлежащие отрезку .
Из рисунка 7 видно, что график функции лежит выше графика функции на промежутках и и
Ответ: , ,