Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 42
Раздел. Правописание частей слова
Тема. Правописание слов с удвоенными согласными
Цель:
научиться отличать орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной» от изученных орфограмм;
Задачи:
узнать, как правильно писать слова с удвоенной согласной;
научиться намечать способы проверки данной орфограммы.
На уроке
мы узнаем:
как правильно писать слова с удвоенной согласной;
мы научимся:
находить орфограмму;
мы сможем:
намечать способы проверки данной орфограммы.
Необходимо запомнить
Правописание слов в удвоенным согласным необходимо запомнить. Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.
Тезаурус
Корень слова, согласный, скопление согласных, орфографический словарь.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- как правильно писать слова с удвоенной согласной;
- отличить орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной»;
Научимся:
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего в них и чем они различаются?
Аллея. Троллейбус. Хоккей. Теннис
Как видно, на картинках нарисованы аллея, троллейбус, хоккей, теннис. Слова эти пишутся необычно, во всех словах есть удвоенная согласная.
На этом уроке
Узнаем:
- как правильно писать слова с удвоенной согласной;
- отличить орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной»;
Научимся:
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Вы уже знаете, что трудные случаи написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. Например, нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея с двумя л.
Галерея. Аллея.
Или почему в слове коридор и карикатура одно р, а в слове коррида – две?
Коридор. Карикатура. Коррида.
Вот к таким правилам и относится «Правописание слов с удвоенными согласными». Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.
Для того чтобы легче запоминать эти слова, нужно запоминать их не поодиночке, а «гнёздами».
Вот первое такое «гнездо».
Коллектив, коллективный, коллекционировать, коллекция.
Что означает слово «коллектив»? Оно пришло к нам из языка древних римлян – латыни. По латыни оно означает «собирательный», а у нас – собранных вместе людей, объединённых общим делом. От этого слова происходят слова «коллективизм», что обозначает «дух сотрудничества и взаимопомощи». Коллективный (выделить красным цветом) — общий, совместный. Коллекционировать (выделить красным цветом) – собирать какие – либо интересные однородные вещи. Коллекция (выделить красным цветом) – содержащееся в порядке собрание интересных вещей.
Итак, мы с вами выучили четыре слова: коллектив, коллективизм, коллективный, коллекционировать.
Теперь гнездо слов с удвоенным м.
Программа, программный, программист. Программирование, программированный, программировать.
У древних греков слово программа обозначало «объявление», «предписание».
В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программирование. (слова выделяются красным, после того как произносятся).
Для того чтобы запомнить некоторые из слов с удвоенными согласными, можно запомнить следующие двустишия.
Спросите, не повысив тона:
Что больше центнер или тонна. (Выделить красным).
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал.
Если в доме много сора,
В доме может вспыхнуть ссора.
Если пьёте в школе квас.
Не забрызгайте весь класс.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну.
Сегодня будет «Кинопанорама».
Какая интересная программа.
Обратите внимание! Очень часто удвоенные согласные встречаются
- в корне слов иностранного происхождения: перрон;
- на стыке приставки и корня: поддержка;
- на стыке корня и суффикса.
Разбор заданий
Укажите, в каких словах удвоенная согласная в корне.
- Перрон
- Рассказать
- Лунный
Правильный ответ
Перрон.
Укажите слова, в которых пишется удвоенная согласная.
Ап…етит, трол…ейбус, авт…обус, грам…атика, тен…ис.
Правильный ответ
Аппетит, троллейбус, грамматика, теннис.
Повышенный уровень
Укажите, в каких словах удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
- Лунный
- Беззвёздный
- Аккуратный
Правильный ответ
Лунный.
Укажите синоним к слову «прилежный» с удвоенной согласной.
- Аккуратный.
- Коллективный.
- Ласковый.
Правильный ответ
Аккуратный.