Конспект урока
Математика ,4 класс
Урок №44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- как письменно делить числа, оканчивающиеся нулями?
- какой алгоритм письменного деления чисел, оканчивающихся нулями?
Глоссарий по теме:
Частное — результат деления.
Делимое — число, которое делят.
Делитель – число, на которое делят.
Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.
Остаток – число, которое получается при делении с остатком и которое показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 — М.; Просвещение, 2017. – с.25-26
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 2. М.; Просвещение, 2016. – с.31-33
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы.4 класс. М.: Просвещение, 2017. – с.58-63
4. Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 81-88
5. Аргинская И. И. Математика. 4 класс. Часть 1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012., стр. 18-21.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим, как выполняется деление числа 2270 на 40.
Выделяем первое неполное делимое, это число 227. В частном получится две цифры. Для нахождения первой цифры частного, нужно 227 разделить на 40, или 22 разделить на 4, получится 5. Столько десятков будет в частном. Умножим 40 на 5, получим 200. Столько десятков разделили. Вычитаем 200 из 227, получается 27. Столько десятков осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем. 27 меньше 40, значит цифра 5 в частном в разряде десятков подобрана верно.
Образуем следующее неполное делимое. Это 270 единиц. Делим 270 на 40. Для этого надо разделить 27 на 4, получим 6. Столько единиц будет в частном. Умножим 40 на 6, получим 240. Столько единиц разделили. Вычтем 240 из 270, получим 30. Это остаток от деления. Остаток 30 меньше делителя 40, значит цифра 6 в частном в разряде единиц подобрана верно. Деление 2270 на 40 завершено. Получили частное 56 и остаток 30.
В ходе деления у нас получился определенный порядок выполнения действий, алгоритм. Ещё раз проговорим его.
1. Выделить первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить неполное делимое на делитель.
4. Умножить делитель на полученное число.
5. Найти остаток от деления вычитанием.
6. Сравнить остаток с делителем.
Посмотри, как выполняется деление числа 182400 на 300.
Выделяем первое неполное делимое, это число 1824. Делим сотни, значит в частном получится три цифры. Для нахождения первой цифры частного, нужно 1824 разделить на 300 или 18 разделить на 3, получится 6. Столько сотен будет в частном. Умножим 300 на 6, получим 1800. Столько сотен разделили. Вычитаем 1800 из числа 1824, получаем 24. Столько сотен осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем. 24 меньше 300. Значит цифра 6 в частном в разряде сотен подобрана верно.
Образуем следующее неполное делимое. Это 240 десятков. Но 240 десятков меньше делителя, числа 300. Поэтому в частном получится 0 десятков. В этом случае мы можем использовать сокращенную запись вычисления, образовать следующее неполное делимое, это 2400 единиц. Образуем следующее неполное делимое, это 240 десятков. Но 240 десятков меньше делителя, поэтому в частном получится 0 десятков. Умножим 300 на 8, получим 2400. Столько единиц разделили. Мы разделили все единицы. Остаток 0 меньше делителя. Значит, цифра 8 в частном в разряде единиц подобрана верно. Деление числа 182400 на 300 завершено. Получили частное 608.
Задания тренировочного модуля:
1. Определите количество цифр в значении частного. Выберите один правильный вариант ответа.
3240:60.
Варианты ответа: 2; 3; 4
Правильный ответ: 2.
2. Раскрасьте красным цветом машины, у которых в значении частного будет три цифры. Зелёным цветом — в значении частного будет две цифры.
16560:180; 9150:50; 28810:670; 23040:40
Правильный вариант:
Красным цветом: 9150 : 50; 23040 : 40;
Зелёным цветом: 16560 : 180; 28810 : 670.
3. Выберите выражение, значение которого равно значению выражения 200 : 20 : 5
Варианты ответа:
200 : 25
200 : (20 • 5)
200 : (20 : 5)
Правильный вариант: 200 : (20 • 5)
4. Соедините выражение с его остатком при делении.
Правильный вариант: