Урок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

Поделиться:
Конспект урока

Математика ,4 класс

Урок №44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. как письменно делить числа, оканчивающиеся нулями?
  2. какой алгоритм письменного деления чисел, оканчивающихся нулями?

Глоссарий по теме:

Частное — результат деления.

Делимое — число, которое делят.

Делитель – число, на которое делят.

Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.

Остаток – число, которое получается при делении с остатком и которое показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 — М.; Просвещение, 2017. – с.25-26

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 2. М.; Просвещение, 2016. – с.31-33

3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы.4 класс. М.: Просвещение, 2017. – с.58-63

4. Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 81-88

5. Аргинская И. И. Математика. 4 класс. Часть 1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012., стр. 18-21.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим, как выполняется деление числа 2270 на 40.

Выделяем первое неполное делимое, это число 227. В частном получится две цифры. Для нахождения первой цифры частного, нужно 227 разделить на 40, или 22 разделить на 4, получится 5. Столько десятков будет в частном. Умножим 40 на 5, получим 200. Столько десятков разделили. Вычитаем 200 из 227, получается 27. Столько десятков осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем. 27 меньше 40, значит цифра 5 в частном в разряде десятков подобрана верно.

Образуем следующее неполное делимое. Это 270 единиц. Делим 270 на 40. Для этого надо разделить 27 на 4, получим 6. Столько единиц будет в частном. Умножим 40 на 6, получим 240. Столько единиц разделили. Вычтем 240 из 270, получим 30. Это остаток от деления. Остаток 30 меньше делителя 40, значит цифра 6 в частном в разряде единиц подобрана верно. Деление 2270 на 40 завершено. Получили частное 56 и остаток 30.

Урок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

В ходе деления у нас получился определенный порядок выполнения действий, алгоритм. Ещё раз проговорим его.

1. Выделить первое неполное делимое.

2. Определить количество цифр в частном.

3. Разделить неполное делимое на делитель.

4. Умножить делитель на полученное число.

5. Найти остаток от деления вычитанием.

6. Сравнить остаток с делителем.

Посмотри, как выполняется деление числа 182400 на 300.

Выделяем первое неполное делимое, это число 1824. Делим сотни, значит в частном получится три цифры. Для нахождения первой цифры частного, нужно 1824 разделить на 300 или 18 разделить на 3, получится 6. Столько сотен будет в частном. Умножим 300 на 6, получим 1800. Столько сотен разделили. Вычитаем 1800 из числа 1824, получаем 24. Столько сотен осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем. 24 меньше 300. Значит цифра 6 в частном в разряде сотен подобрана верно.

Образуем следующее неполное делимое. Это 240 десятков. Но 240 десятков меньше делителя, числа 300. Поэтому в частном получится 0 десятков. В этом случае мы можем использовать сокращенную запись вычисления, образовать следующее неполное делимое, это 2400 единиц. Образуем следующее неполное делимое, это 240 десятков. Но 240 десятков меньше делителя, поэтому в частном получится 0 десятков. Умножим 300 на 8, получим 2400. Столько единиц разделили. Мы разделили все единицы. Остаток 0 меньше делителя. Значит, цифра 8 в частном в разряде единиц подобрана верно. Деление числа 182400 на 300 завершено. Получили частное 608.

Урок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

Задания тренировочного модуля:

1. Определите количество цифр в значении частного. Выберите один правильный вариант ответа.

3240:60.

Варианты ответа: 2; 3; 4

Правильный ответ: 2.

2. Раскрасьте красным цветом машины, у которых в значении частного будет три цифры. Зелёным цветом — в значении частного будет две цифры.

Урок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулямиУрок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулямиУрок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулямиУрок 44. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

16560:180; 9150:50; 28810:670; 23040:40

Правильный вариант:

Красным цветом: 9150 : 50; 23040 : 40;

Зелёным цветом: 16560 : 180; 28810 : 670.

3. Выберите выражение, значение которого равно значению выражения 200 : 20 : 5

Варианты ответа:

200 : 25

200 : (20 • 5)

200 : (20 : 5)

Правильный вариант: 200 : (20 • 5)

4. Соедините выражение с его остатком при делении.

Правильный вариант: