Урок 45. Тригонометрические уравнения

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №45. Тригонометрические уравнения

Вопросы по теме:

  • Формирование системы представлений о способе решения тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным, дробно-рациональным, алгебраическим степени выше второй методом замены переменной;
  • Формирование умений решать методом замены переменной тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным, дробно-рациональным, алгебраическим степени выше второй;
  • метод замены переменной в тригонометрических уравнениях.

Глоссарий по теме:

Теорема. Уравнение Урок 45. Тригонометрические уравнения равносильно на ОДЗ совокупности уравнений

Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл.– М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шахмейстер А.Х. Тригонометрия. 2014, 712 с.

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На предыдущих уроках мы научились решать простейшие тригонометрические уравнения, а именно, уравнения вида Урок 45. Тригонометрические уравнения. Решение таких уравнений необходимо для того чтобы успешно решать более сложные уравнения. Кроме того, мы уже узнали, как решаются и некоторые более сложные тригонометрические уравнения. На этом уроке мы продолжим изучение тригонометрических уравнений. Мы будем решать уравнения, которые могут быть решены методом замены переменной.

1. В основе метода замены переменной лежит следующая теорема.

Теорема

Уравнение Урок 45. Тригонометрические уравнения равносильно на ОДЗ совокупности уравнений

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Для того чтобы можно было применить эту теорему, уравнение вида Урок 45. Тригонометрические уравнения нужно преобразовать к виду Урок 45. Тригонометрические уравнения. Однако, это не всегда возможно.

Вообще, если тригонометрическое уравнение включает в себя синус и косинус одного и того же аргумента, и одна из них содержится в уравнении в четной степени, а другая в нечетной, то в качестве новой переменной целесообразно рассматривать ту переменную, которая в уравнение входит в нечетной степени.

Например, в уравнении Урок 45. Тригонометрические уравнения Урок 45. Тригонометрические уравнения входит в первой и в третьей степени, а Урок 45. Тригонометрические уравнения — во второй. Поэтому в качестве новой переменной будем рассматривать Урок 45. Тригонометрические уравнения

Тогда Урок 45. Тригонометрические уравнения и уравнение примет вид:

Урок 45. Тригонометрические уравнения или

Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Оно после замены сводится к алгебраическому третьей степени

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Оно имеет единственный корень t=1.

Поэтому Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения

2. Теперь рассмотрим более сложные уравнения, которые решаются с помощью замены переменной.

Пример 5.

Решите уравнение:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решение:

1 способ.

Так как Урок 45. Тригонометрические уравнения и Урок 45. Тригонометрические уравнения, то можем записать исходное уравнение таким образом: Урок 45. Тригонометрические уравнения. Теперь мы получили уравнение, которое включает в себя только одну тригонометрическую функцию Урок 45. Тригонометрические уравнения Но получающееся после замены Урок 45. Тригонометрические уравнения уравнение оказывается достаточно сложным, иррациональным. Поэтому рассмотрим другой, более простой способ решения этого уравнения.

2 способ

Возведем обе части равенства в квадрат. Для соблюдения равносильности будем рассматривать только те значения переменной х, при которой Урок 45. Тригонометрические уравнения (*).

Урок 45. Тригонометрические уравнения . Раскроем скобки в правой части уравнения и получим:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Так как Урок 45. Тригонометрические уравнения , то получаем:

Урок 45. Тригонометрические уравнения или

Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Решая это уравнение, мы можем ввести новую переменную Урок 45. Тригонометрические уравнения:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

t(3t+4)=0

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения , Урок 45. Тригонометрические уравнения.

С учетом (*) получаем: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Ответ: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Пример 6

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решение:

Пусть Урок 45. Тригонометрические уравнения, Урок 45. Тригонометрические уравнения,

тогда вспомогательное уравнение: Урок 45. Тригонометрические уравнения, или Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Урок 45. Тригонометрические уравнения, или Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения , Урок 45. Тригонометрические уравнения , Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Ответ: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Решение тригонометрического уравнения методом замены переменной.

Задание 6.

Решите уравнение:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решение:

Введем новую переменную Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Вспомогательное уравнение: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Один из корней получившегося уравнения t=1.

Получаем: Урок 45. Тригонометрические уравнения, Урок 45. Тригонометрические уравнения. Так как Урок 45. Тригонометрические уравнения, то остается только два значения: Урок 45. Тригонометрические уравнения, то есть Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Получаем ответ:

Урок 45. Тригонометрические уравнения .

Ответ: Урок 45. Тригонометрические уравнения

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля:

Пример 1.

Рассмотрим уравнение Урок 45. Тригонометрические уравнения. Приведем это уравнение к виду Урок 45. Тригонометрические уравнения. Для этого введем в качестве функции g(x) рассмотрим функцию Урок 45. Тригонометрические уравнения. Тогда исходное уравнение примет вид:

Урок 45. Тригонометрические уравнения.

После того как мы представили уравнение в таком виде, можно ввести новую переменную: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Тогда вспомогательное уравнение будет выглядеть так:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Пример 2.

Решим уравнение

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решение:

Заметим, что левая часть уравнения представляет собой выражение, которое зависит от Урок 45. Тригонометрические уравнения, поэтому в качестве новой переменной мы можем выбрать Урок 45. Тригонометрические уравнения . После введения новой переменной мы получим уравнение:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решим его:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения

то есть Урок 45. Тригонометрические уравнения . Первое из полученных простейших уравнений решений не имеет. Решим второе уравнение: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Решение этого простейшего уравнения имеет вид Урок 45. Тригонометрические уравнения.

То есть Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Ответ: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Пример 3.

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Для того чтобы ввести новую переменную, вспомним, что Урок 45. Тригонометрические уравнения. Поэтому запишем это уравнение в виде:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Преобразуем уравнение:

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Или

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Введем новую переменную: Урок 45. Тригонометрические уравнения и запишем вспомогательное уравнение.

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решением этого уравнения являются числа: Урок 45. Тригонометрические уравнения.

Поэтому Урок 45. Тригонометрические уравнения

Решим их:

1) Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения

2) Урок 45. Тригонометрические уравнения

Урок 45. Тригонометрические уравнения

Ответ: Урок 45. Тригонометрические уравнения