Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №45. Тригонометрические уравнения
Вопросы по теме:
- Формирование системы представлений о способе решения тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным, дробно-рациональным, алгебраическим степени выше второй методом замены переменной;
- Формирование умений решать методом замены переменной тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным, дробно-рациональным, алгебраическим степени выше второй;
- метод замены переменной в тригонометрических уравнениях.
Глоссарий по теме:
Теорема. Уравнение равносильно на ОДЗ совокупности уравнений
.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл.– М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Шахмейстер А.Х. Тригонометрия. 2014, 712 с.
Открытые электронные ресурсы:
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На предыдущих уроках мы научились решать простейшие тригонометрические уравнения, а именно, уравнения вида . Решение таких уравнений необходимо для того чтобы успешно решать более сложные уравнения. Кроме того, мы уже узнали, как решаются и некоторые более сложные тригонометрические уравнения. На этом уроке мы продолжим изучение тригонометрических уравнений. Мы будем решать уравнения, которые могут быть решены методом замены переменной.
1. В основе метода замены переменной лежит следующая теорема.
Теорема
Уравнение равносильно на ОДЗ совокупности уравнений
Для того чтобы можно было применить эту теорему, уравнение вида нужно преобразовать к виду . Однако, это не всегда возможно.
Вообще, если тригонометрическое уравнение включает в себя синус и косинус одного и того же аргумента, и одна из них содержится в уравнении в четной степени, а другая в нечетной, то в качестве новой переменной целесообразно рассматривать ту переменную, которая в уравнение входит в нечетной степени.
Например, в уравнении входит в первой и в третьей степени, а — во второй. Поэтому в качестве новой переменной будем рассматривать
Тогда и уравнение примет вид:
или
.
Оно после замены сводится к алгебраическому третьей степени
Оно имеет единственный корень t=1.
Поэтому
2. Теперь рассмотрим более сложные уравнения, которые решаются с помощью замены переменной.
Пример 5.
Решите уравнение:
Решение:
1 способ.
Так как и , то можем записать исходное уравнение таким образом: . Теперь мы получили уравнение, которое включает в себя только одну тригонометрическую функцию Но получающееся после замены уравнение оказывается достаточно сложным, иррациональным. Поэтому рассмотрим другой, более простой способ решения этого уравнения.
2 способ
Возведем обе части равенства в квадрат. Для соблюдения равносильности будем рассматривать только те значения переменной х, при которой (*).
. Раскроем скобки в правой части уравнения и получим:
Так как , то получаем:
или
.
Решая это уравнение, мы можем ввести новую переменную :
t(3t+4)=0
, .
С учетом (*) получаем: .
Ответ: .
Пример 6
Решение:
Пусть , ,
тогда вспомогательное уравнение: , или .
, или
, , .
Ответ: .
Решение тригонометрического уравнения методом замены переменной.
Задание 6.
Решите уравнение:
Решение:
Введем новую переменную .
Вспомогательное уравнение: .
Один из корней получившегося уравнения t=1.
Получаем: , . Так как , то остается только два значения: , то есть .
Получаем ответ:
.
Ответ:
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля:
Пример 1.
Рассмотрим уравнение . Приведем это уравнение к виду . Для этого введем в качестве функции g(x) рассмотрим функцию . Тогда исходное уравнение примет вид:
.
После того как мы представили уравнение в таком виде, можно ввести новую переменную: .
Тогда вспомогательное уравнение будет выглядеть так:
Пример 2.
Решим уравнение
Решение:
Заметим, что левая часть уравнения представляет собой выражение, которое зависит от , поэтому в качестве новой переменной мы можем выбрать . После введения новой переменной мы получим уравнение:
Решим его:
то есть . Первое из полученных простейших уравнений решений не имеет. Решим второе уравнение: .
Решение этого простейшего уравнения имеет вид .
То есть .
Ответ: .
Пример 3.
Для того чтобы ввести новую переменную, вспомним, что . Поэтому запишем это уравнение в виде:
Преобразуем уравнение:
Или
Введем новую переменную: и запишем вспомогательное уравнение.
Решением этого уравнения являются числа: .
Поэтому
Решим их:
1)
2)
Ответ: