Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 46 «Какие части можно выделить в тексте (части текста)»

На уроке ты:

  1. Узнаешь, какие у текста бывают части.
  2. Научишься сам находить эти части в тексте.
  3. Сможешь сам создавать текст из частей.

Основные термины и понятия:

  1. Текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу, имеют общую идею и заголовок.
  2. Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
  3. Начало текста – это первая часть текста, она подготавливает нас к основной его части.
  4. Основная часть текста – это такая часть текста, которая содержит основную информацию о тексте и выражает его главную мысль.
  5. Концовка текста – это последняя часть текста, завершающая его.
  6. Тема текста – это то, о чём этот текст.
  7. Главная мысль текста – это то, чему нас учит текст.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Теоретический материал:

Мальчик дёрнул удочку и вытащил рыбу.

Мальчик шёл на речку рыбачить.

Мальчик долго ловил рыбу, и, наконец, поплавок начал нырять.

А теперь давай прочитаем этот текст по-другому.

Мальчик шёл на речку рыбачить.

Мальчик долго ловил рыбу, и, наконец, поплавок начал нырять.

Мальчик дёрнул удочку и вытащил рыбу.

Какой текст лучше, первый или второй? Почему?

Давайте это узнаем.

Каждый текст состоит из частей. Как вы думаете, из каких?

Варианты ответа:

а) начала, основной части

б) начала, основной части, концовки

в) начала, концовки

г) основной части, концовки

Правильный ответ: Б.

Наш текст, как домик, состоит из трёх частей:

В домике есть фундамент, это начало домика, как и начало текста. Потом идёт основная часть домика, как и основная часть текста. А затем идёт крыша, последняя часть домика, которая его завершает, как и концовка текста.

Итак: начало, основная часть и концовка создают целый текст. Как и части домика, все части текста связаны между собой по смыслу.

Начало текста подготавливает читателя к основной части текста. Основная часть текста самая важная. Она рассказывает нам главную информацию о тексте и выражает главную мысль. Концовка текста рассказывает о том, чем закончился текст. Она подводит итог текста.

Обычно начало, основная часть и концовка находятся в разных абзацах. Давайте вспомним, что такое абзац. Абзац – это часть текста, которая находится между двумя красными строками.

Начало текста и концовка обычно имеют 1 абзац, а основная часть может иметь 1, а может и несколько абзацев.

А теперь, давайте потренируемся!

Упражнение 1.

Найди все концовки.

Варианты ответа:

а) «И жили они долго и счастливо»

б) «Жил-был мальчик…»

в) «И он дул, и дул, и дул…»

г) « Вытянули репку!»

д) « И не знала Золушка, что ей делать дальше…»

Упражнение 2.

Заполните таблицу:

Объяснение

Название

Заключительная часть текста.

Часть текста, подготавливающая нас к основной части.

Часть текста, выражающая главную мысль.

Упражнение 3.

Соедините предложения с частями текста.

Жила-была курочка Ряба… начало текста

А не то я как дуну, как плюну…

Летом дети поехали на море.

Вот и сказочке конец … основная часть текста

Я решила испечь маме торт…

Я посмотрела в окно, а там….

Мама очень удивилась! концовка текста

Упражнение 4.

Найдите слова: начало, основной, текст, концовка, абзац, предложение, часть, делить

Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Упражнение 5.

Допишите основную часть текста. Впечатай её в поле ниже.

Рано утром Коля вышел из дома и направился к полю. Он долго шёл туда, но, когда пришёл, то остановился.

(поле для текста)

Мальчики ещё долго смеялись и пили козье молоко. Никогда ведь нельзя бояться чего-то необычного.

Ответы:

Упражнение 1.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д

Упражнение 2.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Объяснение

Название

Заключительная часть текста.

Концовка

Часть текста, подготавливающая нас к основной части.

Начало

Часть текста, выражающая главную мысль.

Основная часть

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.

Упражнение 3.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Жила-была курочка Ряба… начало текстаУрок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

А не то я как дуну, как плюну… Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Летом дети поехали на море.

Вот и сказочке конец … основная часть текстаУрок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Я решила испечь маме торт…Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Я посмотрела в окно, а там….

Мама очень удивилась! концовка текста

Неправильный вариант ответа:

Любые другие комбинации

Упражнение 4.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Урок 46. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными

Упражнение 5.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Творческое задание. Правильного ответа нет.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): —