Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 47. Письменный текст. Запись текста.
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На этом уроке мы:
— повторим то, что мы уже знаем о тексте и его признаках;
— потренируемся применять свои знания на практике;
— узнаем, что тексты бывают устные и письменные;
— научимся составлять рассказ по рисунку, началу текста и опорным словам;
— научимся записывать составленный текст.
Глоссарий
Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Признаки текста:
— связность (предложения связаны между собой по смыслу);
— цельность (в тексте можно выделить главную мысль, текст можно озаглавить)
— законченность (в тексте можно выделить начало, основную часть и концовку).
Письменные тексты – тексты, которые мы читаем и пишем.
Устные тексты – тексты, которые мы слушаем и рассказываем.
Литература.
Основная:
- Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2014
Дополнительная:
- Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Генератор прописей
https://childdevelop.ru/generator/letters/propisi.html#preview
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вспомним:
Что такое текст? Чем текст отличается от группы предложений?
Прочитайте предложения:
Вдруг он увидел мышку. Кот сидел на крыльце. Мышка убежала. Кот подпрыгнул.
Это текст? Нет, эти предложения не связаны между собой. Это пока отдельные предложения.
Попробуем поменять эти предложения местами так, чтобы получился текст.
. Кот сидел на крыльце. Вдруг он увидел мышку. Кот подпрыгнул. Мышка убежала.
Вот теперь это текст. Предложения связаны между собой по смыслу. Первый признак текста – связность.
Мы понимаем, что за история произошла с котом и мышкой.
Мы видим
— что было вначале:
Кот сидел на крыльце.
— что произошло в основной части нашего короткого текста:
Вдруг он увидел мышку. Кот подпрыгнул.
— и чем все закончилось:
Мышка убежала.
Второй признак текста – законченность.
У нас получился связный и цельный рассказ. К нему можно нарисовать картинку. А еще его можно озаглавить. Как мы озаглавим наш текст? Можно, например, так: «Кот и мышка». А можно, скажем: «Неудачная охота».
Придумайте свое название к этому тексту.
Итак, третий признак текста – цельность.
Признаки текста – это то, что помогает нам отличить текст от группы предложений.
Признаки текста можно представить в виде схемы.
Текст
связность
законченность
цельность
Тексты бывают устные и письменные. Устные тексты мы слушаем (например, мамину сказку или рассказ учителя на уроке) или рассказываем сами (например, когда отвечаем на уроке или пересказываем другу вчерашний фильм).
Письменные тексты мы читаем (например, в книге со сказками или в учебнике) или пишем сами (например, письмо другу).
Если мы читаем текст с экрана компьютера или планшета или сами набираем текст на клавиатуре – это тоже письменный текст.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Прочитайте текст. Выберите 2 подходящих заголовка к тексту.
На улице сегодня мороз. Маше и Вите пришлось остаться дома. Дети взяли бумагу, клей и ножницы. Они сделали елочные гирлянды и снежинки.
1. Морозный день.
2. Ножницы.
3. Снежинки.
4. Мастера.
Мы вспомнили, что текст обладает цельностью. Это значит, что в тексте можно выделить главную мысль и текст можно озаглавить. О чем говорится в этом тексте? О морозном дне, в который дети остались дома и занялись тем, что мастерили поделки. Можем мы назвать Машу и Витю мастерами? Наверно, да.
Итак, правильные ответы – 1 и 4. Мы можем озаглавить текст «Морозный день» или «Мастера».
А вот назвать его «Ножницы» или «Снежинки» мы не можем. Ножницы и снежинки только упоминаются в тексте, они здесь явно не главные.
2. Прочитайте предложения. Расставьте предложения так, чтобы получился текст.
1. Замело все тропинки и дорожки. 2. Утром выпал снег. 3. Папа взял лопату и расчистил дорожку. 4. Как же мы теперь пойдем в школу?
Как вы думаете, это текст? Нет, пока не текст. Попробуйте расставить предложения так, чтобы текст стал цельным и законченным.
Правильный ответ:
2 1 4 3
Утром выпал снег. Замело все тропинки и дорожки. Как же мы теперь пойдем в школу? Папа взял лопату и расчистил дорожку.