Конспект урока
Русский язык
11 класс
Урок №5
Тема урока: Синтаксическая синонимия
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
На уроке изучается явление синтаксической синонимии, рассматриваются наиболее распространенные синонимические конструкции и примеры и средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений
Цель урока — рассмотреть явление синтаксической синонимии в его многообразии.
На ходе уроке вы научитесь:
- выявлять синтаксические синонимы;
- различать способы синонимической трансформации;
- использовать средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений.
Глоссарий по теме
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении.
Синтаксические синонимы – синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу.
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
Дополнительная литература:
- Сухотин В.П. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. М.: АН СССР, 1960 — 160 с.
- Шендельс Е.П. Понятие грамматической синонимии // НДВШ. Филологические науки. 1959. № 1. С. 68-81.
Электронные ресурсы:
Бабиян Т. В., Борисенко В. А., Жарина О. А. К вопросу о синтаксической синонимии в зарубежной и отечественной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 922-924. — URL https://moluch.ru/archive/102/23317/ (дата обращения: 25.11.2018).
Чуланова А. П. К вопросу о целесообразности и значении термина «синтаксическая синонимия» // Вестник Томского государственного университета. — № 320 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tselesoobraznosti-i-znachenii-termina-sintaksicheskaya-sinonimiya (дата обращения: 25.11.2018).
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.
Пример | Характеристика синтаксического синонима |
Я не хочу играть в теннис. | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом. |
Петя, за тобой пришли родители! | Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным. |
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте. | Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным. |
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий. | Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным. |
Решение:
Пример | Характеристика синтаксического синонима |
Я не хочу играть в теннис. | Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным. |
Петя, за тобой пришли родители! | Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным. |
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте. | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом. |
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий. | Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным. |
Задание 2.
Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами.
- Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением.
- Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов.
Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________.
Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот.
Решение:
сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием.
Задание 3.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.
А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте двойные листочки!»
Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть двойные листочки?»
В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня контрольная».
1. Ли.
2. Что.
3. Чтобы.
Решение:
А – 3. Б – 1. В – 3.