Конспект урока
Математика, 1 класс.
Урок 52. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Приём прибавление по частям
- Вычисления с переходом через десяток.
- Состав чисел.
- Приёмы сложения чисел.
Глоссарий по теме
- Состав чисел.
- Сложение чисел.
Ключевые слова
Сложение, десяток, состав чисел.
Основная и дополнительная литература:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл.,2 ч.,стр.64.
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс, с.34
- Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2., стр. 32-33.
- Волкова С. И. Устные упражнения. 1 класс. Математика. 2016,стр. 49.
- Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
Основное содержание урока
Проблемная ситуация.
Проанализируйте записанные выражения.
3 + 7 9 +4 2 + 6 1 + 3
6 + 8 8 + 5 4 + 4 5 + 3
Чем они похожи? (все примеры на сложение)
Распределите выражения на 2 группы.
3 + 7 6 + 8
4 + 4 8 + 5
2 + 6 9 +4
5 + 3
1 + 3
По какому признаку вы разделили выражения? (Сложение и вычитание в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 20.)
Решитепримеры устно.
Какие знания помогли? (Примеры в 1 группе: состав числа.Примеры во 2 группе –знание нумерации и образования чисел.)
Какие примеры сложно решить? Почему? (Примеры во 2 группе. Мы ещё не решали такие примеры.)
Решение примеров, где получается больше 10.
Поиск решения.
Решим первый пример из второй группы – 6 + 8.
Обозначим числа цветными фигурами – кругами и квадратами.
Сколько будет красных кругов? (6)
— А жёлтых квадратов? (8)
— Как узнать, сколько всего фигур? (сложить все фигуры)
— Какое число самое удобное для сложения? (число 10)
— Сколько надо добавить фигур к 6, чтобы получить 10? (4)
— Сколько всего надо прибавить? (8)
— Сколько уже прибавили? (4)
— Сколько ещё осталось прибавить? (4)
— Сколько всего получилось? (14)
— Как же к 6 прибавить 8? (Сначала прибавить 4, чтобы получилось 10, а потом ещё 4, потому что 8 –это 4 и 4.)
Значит:
Алгоритм вычислений.
Рассмотрите алгоритм вычисления.
Подумайте, что необходимо вставить в пропуски (число 10).
Практическая работа.
Пользуясь алгоритмом, решите остальные примеры из второго столбика:
8 + 5; 9 + 4.
Проверьте решение:
Вы справились и с самостоятельной работой, а значит, поняли тему урока.
Закрепление изученного. Решение задачи.
Проверь решение:
Итог урока.
Сегодня на уроке мы узнали, как выполнить сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Чтобы прибавить число по частям, надо сначала прибавить столько, сколько не хватает до 10. А потом прибавить то, что осталось.
Разбор заданий.
1. Отметьте выражения, которые соответствуют теме урока.
3 + 6, 5 + 8, 2 + 4, 7 + 5, 1 + 8, 9 + 4, 4 + 4, 6 + 2, 4 + 7, 8+8.
Правильный ответ: сложение с переходом через десяток подразумевает нахождение значений выражений больше 10. Такие выражения: 5 + 8, 7 + 5, 9 + 4, 4 + 7, 8 + 8.
2. Заполните клетки кроссворда выражениями, при этом каждой цифре или знаку математического действия соответствует одна клетка. Замените звёздочки на знаки математических действий так, чтобы равенства были верными.