Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок № 52. Решение задач итоговой аттестации.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Случаи при решении задач итоговой аттестации, в которых используется метод разложения на множители;
  • Случаи при решении задач итоговой аттестации, в которых используется метод замены переменной;
  • Основные методы, которые используются при решении систем уравнений и неравенств.

Глоссарий по теме

Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства Урок 52. Решение задач итоговой аттестации поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.

Уравнение с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными x и y имеет вид Урок 52. Решение задач итоговой аттестации, где f и g — выражения с переменными x и y .

Система уравнений. Если ставится задача найти множество общих решений двух или нескольких уравнений с двумя переменными, то говорят, что надо решить систему уравнений. Систему двух уравнений с двумя переменными будем записывать так: Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Неравенство. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно неравенства поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое неравенство, то говорят, что задано неравенство с одной переменной.

Система неравенств. Если ставится задача найти множество общих решений двух или нескольких неравенств, то говорят, что надо решить систему неравенств.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. под ред. Жижченко А.Б.Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025401-4

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства Урок 52. Решение задач итоговой аттестации поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.

Значение переменной, обращающее уравнение в истинное равенство, называется корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти множество его корней или доказать, что их нет. Это множество называют также решением уравнения.

Множество всех x, при которых одновременно имеют смысл выражения f(x) и g(x), называется областью определения уравнения. Для того, чтобы установить область определения уравнения, необходимо найти пересечение множеств, на которых определены данные функции f(x) и g(x) .

Два уравнения называются равносильными, если каждый корень (решение) одного уравнения является корнем (решением) другого и наоборот. Если оба уравнения не имеют корней (решений) на данном числовом множестве, то они также считаются равносильными на этом множестве.

Уравнение с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными x и y имеет вид Урок 52. Решение задач итоговой аттестации, где f и g — выражения с переменными x и y .

Решением уравнения с двумя переменными называют множество упорядоченных пар значений переменных, обращающих это уравнение в верное равенство.

Система уравнений. Если ставится задача найти множество общих решений двух или нескольких уравнений с двумя переменными, то говорят, что надо решить систему уравнений. Систему двух уравнений с двумя переменными будем записывать так: Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Решить систему – значит найти все ее решения.

Система называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение, и несовместной, если она не имеет ни одного решения.

Система называется определенной, если она имеет конечное число решений, и неопределенной, если она имеет бесконечное множество решений.

Две системы называются равносильными, если они имеют одно и тоже множество решений.

Неравенство. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно неравенства Урок 52. Решение задач итоговой аттестации поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое неравенство, то говорят, что задано неравенство с одной переменной.

Областью определения неравенства является пересечение множеств, на которых определена каждая из функций входящих в неравенство.

Решение неравенств основано на их свойствах.

  • Еcли к обеим частям неравенства Урок 52. Решение задач итоговой аттестации прибавить (или вычесть) одну и туже функцию область определения которой принадлежит области определения данного неравенства, то получится неравенство равносильное данному.
  • Любое слагаемое, можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив его знак на противоположный.
  • Если обе части неравенства Урок 52. Решение задач итоговой аттестации умножить (или разделить) на одну и ту же функцию g(x), определенную на области определения на определения заданного неравенства, сохраняющую постоянный знак и отличную от нуля, то при Урок 52. Решение задач итоговой аттестации получится неравенство , равносильное данному, а при Урок 52. Решение задач итоговой аттестации равносильным данному является неравенство Урок 52. Решение задач итоговой аттестации.

Система неравенств. Если ставится задача найти множество общих решений двух или нескольких неравенств, то говорят, что надо решить систему неравенств.

Значение переменной, при котором каждое из неравенств системы обращается в верное числовое неравенство, называется решением системы неравенств. Множество решений системы неравенств есть пересечение множеств решений входящих в нее неравенств.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Рассмотрим решение задачи.

Решите уравнение Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Решение:

Уравнение имеет смысл при любых действительных значениях переменной x.

Преобразуем левую часть уравнения Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Ведем новую переменную Урок 52. Решение задач итоговой аттестации , и

получаем уравнение Урок 52. Решение задач итоговой аттестации корни которого t =-1, t =6.

Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Первое уравнение корней не имеет. Второе уравнение решается методом возведения в квадрат и его корни Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Учитывая область определения уравнения получаем

Ответ: Урок 52. Решение задач итоговой аттестации Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Пример 2.

Рассмотрим решение задачи.

Решите систему уравнений Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Решение:

Преобразуем втрое уравнение системы:

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Заметим, что второе уравнение системы имеет смысл при x>0, y>0.

Умножим второе уравнение на 2 и сложим с первым, получим систему:

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации Данная система равносильна двум системам

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации и

Урок 52. Решение задач итоговой аттестации

Каждая из систем решается методом подстановки.

Решение первой системы (1; 2), (2; 1)

Решение второй системы (-1; -2), (-2; -1)

Ответ: (1; 2), (2; 1)